История Театральной площади

Театральная площадь – особое место нашего города. Эта земля раньше принадлежала армянскому городу Нахичевани-на-Дону. И называлась «Нахичеванской межой». Здесь проходила граница между двумя городами – Ростовом и Нахичеванью.

Известный ростовский краевед Владислав Вячеславович Смирнов в книге «Театральная площадь» писал, что время словно приберегло заповедный пустырь для того, чтобы в двадцатом столетии здесь поднялись оригинальные здания и памятные сооружения, отразившие эпоху исканий зодчих и ставшие своеобразным архитектурным «заповедником».

Как я уже писал, территория нынешний Театральной площади ранее принадлежала городу Нахичевани. Нахичевань-на-Дону в середине девятнадцатого века был одним из крупнейших провинциальных городов юга России и еще опережал Ростов по темпам экономического развития и росту населения.

Кстати, в 1838 году на границе Ростова и Нахичевани (нынешняя Театральная площадь) были установлены пограничные столбы. Их снесли в 1933 году. Произошло это событие уже в советское время, когда фактически и юридически города слились между собой. Так что пограничные столбы между Ростовом и Нахичеванью-на-Дону простояли почти сто лет.

Недавно ростовский краевед Оксана Александровна Мордовина в «Фейсбуке» опубликовала интересный материал, рассказывающий о том, какие названия в советское время носила Театральная площадь. Оказывается, в тридцатые годы она именовалась площадью имени Максима Горького. Оксана Мордовина, в частности, пишет: «В истории нашего города было много переименований. Так, одно время, всем известная Театральная площадь носила название «Площадь имени М. Горького». На фото из газет 1938 года она подписана именно так.

Изначально площадь называлась площадью Революции, переименовали ее после того, как было окончено строительство драмтеатра имени Максима Горького. Прилегающую площадь решено было именовать его же именем. Со временем площади дали название Театральная площадь».

А до октябрьской революции 1917 года это место называли Ростово-Нахичеванской межой, то есть границей. Это название еще какое-то время существовало и после прихода советской власти в Ростов и Нахичевань.

Интересно, что раньше именно здесь проходили народные гулянья. Особенно торжественно отмечали в Нахичевани Пасху и праздник в честь Святого Георгия (Хдрелез или Хдрлез).

Праздновали донские армяне Хдрелез на площади рядом с церковью Святого Георгия в Нахичевани. А эта церковь находилась на границе (меже) с Ростовом, несколько ниже здания управления Северо-Кавказской железной дороги, ближе к Ростовской границе.

Праздник святого Георгия в Нахичевани включал в себя целый спектр торжественных и развлекательных мероприятий. Три дня в церковь святого Георгия стекались паломники. Именно в это время здесь армянские юноши выбирали себе невест. В дни праздника в церкви святого Георгия бывали практически все жители Нахичевани и окрестных сел. Многие армяне приезжали в национальных костюмах. На этот праздник приходили и жители соседнего Ростова. Особо много молодежи приходило на этот праздник. Для детей устраивались специальные гулянья.

Праздник начинался с торжественного богослужения, в котором принимали участие все высшие чиновники Нахичевани. Площадь возле церкви святого Георгия была уставлена торговыми павильонами. Открывались ярмарки, каждый купец на такой ярмарке старался украсить свое место как можно красивее.

Как пишет В. Смирнов в своей книге «Летопись Нахичевани-на-Дону», наряду с традиционными товарами на этой праздничной ярмарке организовывался «Базар сытинских изданий». То есть продавались дешевые, но популярные книжки самых известных писателей того времени.

Вот как описывает эти народные гулянья выдающийся армянский художник Мартирос Сарьян: «Самым большим народным праздником считался День святого Георгия, 23 апреля. На площади, названной именем этого святого, на пустыре между Ростовом и Нахичеванью открывалась огромная ярмарка, продолжавшаяся целую неделю. Здесь собирались жители обоих городов и крестьяне окрестных армянских сел. Приходили и из ближайшей казачьей станицы. Крестьяне в ярких национальных одеждах придавали ярмарке своеобразный колорит. Вокруг царил невероятный гул, создаваемый шумящим народом, криками продавцов фруктов, сладостей, воды, игрушек и других товаров. Мы увлекались каруселями, обвешанными и разрисованными фантастическими украшениями. С восхищением смотрели, как кружатся на карусели под орган взрослые и дети. У входа в цирк, зазывая гостей, толпились актеры и клоуны. Если в наших карманах заводилась пара гривенников, мы целыми днями болтались на ярмарке, беспечные и счастливые. На эти деньги мы покупали себе халву, апельсины, русский квас. Домой возвращались только поздно ночью».

Вот так торжественно и весело отмечали донские армяне праздник святого Георгия.

А еще рядом с Ростово-Нахичеванской межой была возведена русская православная Софиевская церковь. Располагалась она напротив Александровского сада Нахичевани (ныне парк имени Вити Черевичкина), буквально через дорогу. От Софиевской церкви к центру Нахичевани шла Софиевская улица (ныне Первомайская). Рядом с храмом была и Софиевская площадь.

А еще рядом с нынешней Театральной площадью располагалась Полуденка.

Напомню, что Полуденка является одним из первых русских поселений на территории современного Ростова, поэтому для нашего города место знаковое. Но ростовчане, к сожалению, об этом поселении мало что знают.

Полуденка была небольшим поселением. Она располагалась вдоль реки Дон от нынешней Театральной площади до 11-й и 13-й линий. Поселение заканчивалось примерно там, где сегодня проходит улица имени Листопадова. То есть, как мы видим, это было небольшое рыбацкое поселение. При крепости Святого Димитрия Ростовского это был уже Полуденный форштадт.

Как мы знаем, в 1779 году по указу императрицы Екатерины II армянами — переселенцами из Крыма был основан город Нор Нахичеван, который, кстати, сразу с момента своего основания получил официальный статус города. В его состав и вошла небольшая Полуденка. На то была воля императрицы.

Я как человек глубоко убежденный в том, что Нахичевани следует вернуть историческое имя и именовать Пролетарский район официально Нахичеванью, также считаю, что ростовчане незаслуженно забыли Полуденку. Ведь по большому счету именно с нее и началась история нашего города.

Я всегда выступал за то, чтобы в нашем городе в районе Театральной площади (там, где проходила граница между Ростовом и Нахичеванью) был установлен памятный знак в честь Нахичевани-на-Дону, в честь объединения двух городов.

Ещё в начале нулевых годов я думал о том, что это несправедливо, что Полуденка оказалась незаслуженно забытой. И с талантливым художником Андреем Кузнецовым придумал памятный знак – герб в честь Полуденки.

Но, как обычно бывает в таких случаях, никто наши благие порывы не поддержал.

Городским властям было не до памятных знаков. Они не знали, что делать с трущобами на Театральном спуске, куда расселять жильцов этих лачуг и убогих домов. Но это уже другая тема для разговора.

А вот история Театральной площади Ростова очень интересна и поучительна. Эту историю стоит изучать и знать.

Хотел бы выразить особую благодарность ростовскому краеведу Оксане Александровне Мордовиной за предоставленные архивные материалы и фотографии.

Георгий БАГДЫКОВ