«Игра в классики» Полины Лариной, или гастроли Вертинского в Ростове и Нахичевани

Мои друзья давно рассказывали мне о литературных вечерах, которые проводит в Ростове Полина Ларина. Эти вечера называются «Игрой в классики». Как написано в Интернете в социальной сети «ВКонтакте», этот литературный проект Полины Лариной был создан в январе 2014 года.

«Игра в классики» − это мероприятие культурно-просветительского формата, посвященное жизни и творчеству известных писателей, поэтов, художников, актеров и композиторов. Мероприятия проходят в формате лекций и чем-то, с моей точки зрения, напоминают лектории, которые были популярны в те годы, когда я учился в школе.

Я бы назвал «Игру в классики» Полины Лариной литературно-музыкальным салоном. Дело в том, что каждый творческий вечер сопровождается музыкальной программой. И эта музыка во многом определяет атмосферу вечера.

Мне посчастливилось попасть на творческий вечер Полины Лариной в галерее «Книжный», посвященный замечательному российскому певцу и актеру Александру Вертинскому. В этот вечер звучала прекрасная музыка, выступал замечательный музыкальный квартет в составе: клавиши − Антон Светличный, виолончель − Ася Даньшина, флейта − Ангелина Кокорева, контрабас − Полина Белан. Кстати, Ася Даньшина прекрасно пела песни Вертинского. А музыканты умело воссоздали салонную атмосферу давно минувших лет.

Честно признаюсь, на подобных мероприятиях мне еще не приходилось бывать. Но такие творческие вечера необходимы нашему городу. Они позволяют иначе, с другой стороны, взглянуть на творчество кумиров минувших лет.

Мы знаем, что Александр Вертинский прославился на весь мир, прежде всего, как эстрадный певец. Но, оказывается, у него были удивительные руки. Василий Качалов писал, что «такого умения владеть руками, таких поющих рук» он не знал. А Дмитрий Шостакович говорил о Вертинском: «Он в сотни раз музыкальнее нас, композиторов».

Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он считается предшественником российской авторской песни. Был известен и популярен не только в Российской империи, но и в Советском Союзе как автор-исполнитель. Хотя в репертуаре Вертинского были песни и на стихи Гумилева, Блока, Северянина, Сологуба, Волошина.

На сайте «Дон» (блог краеведов Донской государственной публичной библиотеки) написано, что в июле 1919 года, в Ростове в Машонкинском театре концертировал Александр Николаевич Вертинский (1889–1957).

Его гастроли сопровождались шлейфом откликов в местной печати. В частности, в газете «Вечернее время» от 2 июля 1919 года появилась заметка Александра Волкова «Певец своей печали (к приезду в Ростов А. Н. Вертинского)»; размещалась информация о том, что в субботу 6 июля 1919 года в театре Машонкина состоялся концерт автора популярных песенок-шансонеток А. Вертинского. «Только один концерт», — предупреждала реклама… В Нахичевани концерт Вертинского состоялся 7-го июля.

Любовь Волошинова в работе «Ростовский след серебряного века» («Ковчег» №39. 23.06.2013) пишет, что Вертинский дал два концерта в Нахичевани-на-Дону 7 июня (скорее всего, в городском театре), а в середине июня – несколько концертов в ростовском театре «Солей» на Большой Садовой.

Вертинский вспоминал, что, когда он выступал в Ростове-на-Дону, ему сообщили о смерти легендарной актрисы немого кино Веры Холодной.

Вот что он писал: «Потом, через несколько лет, когда я пел в Ростове-на-Дону, в номер гостиницы мне подали телеграмму из Одессы: «Умерла Вера Холодная».Оказалось, она выступала на балу журналистов, много танцевала и, разгорячённая, вышла на приморскую террасу, где её прохватило резким морским ветром. У неё началась «испанка» (как тогда называли грипп), и она сгорела как свеча в два-три дня».(Александр Вертинский.«Дорогой длинною…»)

Правда, Вера Холодная умерла в феврале 1919 года. По данным Википедии, это произошло 16 февраля. Получается, что Вертинский был в Ростове еще и в феврале 1919 года.

Он, кстати, был влюблен в Веру Холодную. Певец сам в этом признавался в своих воспоминаниях: «Я был, конечно, неравнодушен к Вере Холодной, как и все тогда. Посвящая ей свою новую, только что написанную песенку «Маленький креольчик», я впервые придумал и написал на нотах: «Королеве экрана». Титул утвердился за ней. С тех пор её так называла вся Россия и так писали в афишах.Я часто бывал у неё и был в хороших отношениях и с ней, и с её сестрой, и с её мужем. А с её маленькой дочерью Женечкой я играл в детской, дарил ей куклы и был, в общем, свой человек у них. Вера всегда помнила, что я впервые подсказал ей путь в кино. Из никому не известной молодой женщины она сделалась кинозвездой. Многие свои песни я посвящал ей. Как то, помню, я принёс ей показать свою последнюю вещь «Ваши пальцы пахнут ладаном». Я уже отдавал её издателю в печать и снова посвящал Холодной. Когда я прочёл ей текст песни, она замахала на меня руками:

– Что вы сделали! Не надо! Не хочу! Чтобы я лежала в гробу! Ни за что! Снимите сейчас же посвящение!

Помню, я немного даже обиделся. Вещь была довольно удачная, на мой взгляд (что и подтвердилось впоследствии). Все же я снял посвящение».

Но, когда Вертинский в Ростове узнал, что Вера Холодная умерла, он вновь посвятил ей свою песню.

Вертинский писал: «Рукописи моих романсов лежали передо мной на столе. Издатель сидел напротив меня. Я вынул «Ваши пальцы» из этой пачки, перечёл текст и написал: «Королеве экрана – Вере Холодной». (Книга воспоминаний Александра Вертинского «Дорогой длинною…»)

Литературно-музыкальный вечер Полины Лариной получился очень увлекательным, интересным, необычным и познавательным. Хотя наш город Ростов и называют купеческим, но все же культурная жизнь у нас не затихает. А это главное. И очень хочется, чтобы подобных творческих вечеров в нашей южной столице было больше.

Георгий БАГДЫКОВ