Еврейские погромы в Ростове–на-Дону

30 июля 2019 года в лекционном зале исторического парка «Россия – моя история» прошло очередное заседание клуба любителей истории «Наш город».

Тема лекции была очень интересной и сложной: «Еврейские погромы в Ростове-на-Дону». С докладом выступил заместитель директора Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, магистр истории Южного федерального университета, Вячеслав Анатольевич Карпилянский.

В Ростове-на-Дону еврейские погромы были трижды: в 1883, 1905 и 1920 годах. Считаю, что эта лекция была очень важна. Ведь для того, чтобы конфликты на национальной почве не повторялись, надо о них не забывать, делать соответствующие выводы, укреплять дружбу и межнациональное согласие у нас на Дону.

После окончания лекции Карпилянского состоялась оживленная и интересная дискуссия.

Меня лично заинтересовал печально известный еврейский погром 1905 года. Потому как ростовский погром 1905 года считается одним из самых крупных в Российской империи после одесского. В Одессе тогда погибло больше людей, и масштаб разрушений был значительнее.

Почему произошёл еврейский погром в Ростове в 1905 году? По мнению некоторых историков, инициатором этих погромов в России вообще и в Ростове в частности стала так называемая «правая оппозиция». Это были люди, которые являлись противниками курса реформ российского правительства. Хотя, конечно, в самом правительстве того периода времени были тоже люди разных взглядов и убеждений. Суть этих реформ заключалась в трансформации феодально-самодержавного абсолютизма в конституционную монархию. Эти реформы активно поддерживала русская буржуазия. Так вот, «правая оппозиция» надеялась скомпрометировать идею политических свобод и добиться отмены царского Манифеста о даровании этих свобод от 17 октября 1905 года. По мнению оппозиции в стране должны были начаться волнения и еврейские погромы. На что «правая оппозиция» сказала бы царю: «Видите, до чего ваша демократия страну довела!»

Считается, что движущей силой еврейских погромов были члены Союза русского народа. В Ростове еврейские магазины громили портовые грузчики. Одним словом, люмпен-пролетариат. По данным историков В. Вареника и В. Сидорова, в городе были разграблены и сожжены все еврейские и смежные с ними нееврейские магазины («под горячую руку» попались и армянские лавки), дома на улицах Большой Садовой, Богатяновской, Таганрогской, Соборной, Старопочтовой. Были сожжены торговые ряды на Старом базаре и вокруг него. Выгорела почти вся центральная часть города и районы, прилегающие к набережной. Три дня в городе царило безвластие, бушевали пожары. По воспоминаниям современников, зарево над Ростовом было видно за 30 верст.

Евреи пытались обороняться. Как пишет В. Сидоров, отряд еврейской самообороны успел соорудить баррикаду на улице Московской (в районе нынешнего Газетного переулка). Но эта баррикада продержалась только четверть часа. Черносотенцы её быстро разгромили.

Есть ещё одна очень интересная страница в этой печальной истории. Нахичеванцы, как и евреи, боялись черносотенцев и погромов. И к ним на помощь пришли «дашнаки», а также армянские добровольцы, которые вели освободительную борьбу против Османской империи. Об этих страшных днях в истории Ростова хорошо написано в кандидатской диссертации Сурена Альбертовича Манукяна, которая называется «Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг)». Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Н.А. Казарова.

Манукян пишет, что по имеющимся архивным данным в Нахичевани в эти дни расположилась хорошо вооруженная дружина дашнаков, имеющая боевой опыт, численностью до 150 человек. Дашнаки взяли под охрану Ростово-Нахичеванскую межу. То есть границу между Ростовом и Нахичеванью. Более того, ещё в феврале 1905 года гласный Нахичеванской Думы, лидер российских кадетов, Г.Х. Чалхушьян в составе армянской делегации направился на встречу с ростовским градоначальником Коцебу фон Пиларом. Он прямо заявил Пилару, что нахичеванцы опасаются погромов и черносотенцев. Чалхушьян просил обеспечить безопасность армянского населения города. При этом армяне заявили, что ничего против рабочего движения не имеют (дело в том, что 1905 год – это ещё и год первой русской революции). Но если власти не смогут обеспечить в Нахичевани безопасность, то тогда это сделают местные жители. Армяне оставляют за собой право на самооборону. У дашнаков был принцип. Они не скрывали, что вступят в схватку только тогда, если «начнут бить армян». Всё остальное, кроме свободы и независимости Армении, их не интересовало. Они не хотели портить отношения с царским правительством, тем более принимать участие во внутриполитических разборках. А нахичеванцы действительно боялись погромов. Ведь в том же 1905 году были армянские погромы в Баку. Как считают историки, создание дашнаками отрядов самообороны в Нахичевани во многом спасло армян от погромов. Ведь еврейское население Ростова защищать оказалось некому.

Казачьи конные разъезды и вооруженные отряды дашнаков на границе Ростова и Нахичевани удержали погромщиков от нападения на армян.

В истории нашего города были разные события, в том числе и такие печальные. Но свою историю следует знать и помнить, чтобы извлекать уроки из прошлого. Для того чтобы никогда подобное в нашем городе не повторилось вновь.

Россия уникальная страна – это целая цивилизация, которая объединяет в себе разные народы, культуры, религии. И очень важно, чтобы в нашей многонациональной стране царил мир и межнациональное согласие. Это очень важно, от этого зависит будущее всей нашей страны. Ведь без межнационального согласия, дружбы и мира между народами не будет существовать наша Родина. Вспомним печальную судьбу Советского Союза. Конечно, Советский Союз развалился по многим причинам. Но не будем забывать, что межнациональные конфликты сыграли в этом немаловажную роль.

Хочется выразить огромную благодарность руководству исторического парка «Россия – моя история», лично руководителю этого уникального музея Виктору Николаевичу Гладкий, а также руководителю клуба любителей истории «Наш город» Владимиру Яковенко за их работу, за то, что они занимаются активной просветительской деятельностью и патриотическим воспитанием. А главное – исторический парк «Россия – моя история» делает очень многое для укрепления дружбы и согласия между народами донского края. А это очень важно, так как повторю еще раз, без этого не будет процветания нашей страны!

Георгий БАГДЫКОВ