Актриса Лилина любила армянскую поэзию и Нахичевань

Известная ростовская актриса, мастер художественного слова Лилия Лилина ушла из жизни в 93 года, в январе 2017 года.

По семейным обстоятельствам с 2005 года она вместе со своим мужем, профессором Ростовской государственной консерватории, известным скрипачом, Соломоном Борисовичем Куцовским, жила в Германии. Но и там все эти годы она продолжала жить активной творческой жизнью. Они давали совместные концерты для русскоязычной и немецкой публики. Куцовский играл на скрипке, а Лилина читала стихи и монологи из своих спектаклей. С моей точки зрения, она бесподобно читала Ахматову. Кстати, именно Лилина была зачинателем «Театра одного актера» в Ростове. Для нее лично на сцене Ростовской областной филармонии ставили спектакли. Особо популярны были спектакли «Человеческий голос» по Кокто режиссера Юрия Еремина и «Смуглая леди сонетов» по Саган режиссера Кирилла Серебренникова.

Лилия Евсеевна была настоящим трудоголиком. Она говорила, что успех приходит к тем, кто много и плодотворно работает. Лилина играла в спектаклях в различных театрах, в Ростовской областной филармонии, выступала в школах. В советские годы часто приглашали актеров из филармонии для проведения литературных лекториев. Я помню, как Лилия Евсеевна приходила в школу №14, где я учился. Она читала стихи Маяковского. Читала их проникновенно. Я до сих пор помню ее слова о том, что только трудолюбивым людям покоряются любые вершины в жизни. И в качестве примера она приводила строки из стихотворения Владимира Маяковского о том, что в поэзии «единого слова ради» изводится «тысячи тонн словесной руды».

Лилия Евсеевна была замечательным педагогом. Она преподавала в Ростовском училище искусств. Среди ее учеников были народный артист России Игорь Богодух, заслуженная артистка России Татьяна Малиновская, актеры Ольга Вицман и Виталий Соколовский.

Она даже меня учила правильно изъясняться и азам ораторского искусства. Дело в том, что Лилина вместе с мужем Соломоном Борисовичем Куцовским дружила с моими родителями, они часто бывали у нас в гостях. Лилия Евсеевна внимательно следила, чтобы я правильно произносил каждое слово, чтобы правильно были расставлены ударения.

А еще она любила армянскую поэзию, читала наизусть стихи Ованеса Туманяна, Григора Нарекаци. Лилия Евсеевна прекрасно знала историю Нахичевани и очень любила этот исторический район современного Ростова.

Особо следует отметить, что Лилина воспитывалась в семье, где следили за чистотой произношения. Такое отношение к русскому языку вошло в ее «кровь и плоть». Она училась у прекрасных артистов – Юрия Левицкого и Юрия Кольцова. Эти люди обладали необыкновенной эрудицией и прекрасными познаниями русского языка. Эту любовь к русскому языку они смогли передать и Лилиной.

Как-то она рассказывала мне, что ехала в электричке. К ней подсела группа молодых людей. На протяжении всего пути они о чем-то оживленно беседовали.

— Я не могла понять, о чем они говорят, — призналась мне Лилина. – Этот сленговый язык мне не знаком. Кроме одного слова – «хиляли», я больше ничего не поняла.

Но при этом Лилина говорила, что театральный зритель стал у нас в городе лучше. По ее мнению, после мыльных опер и телесериалов ростовский зритель соскучился по хорошим спектаклям. Зрители стали испытывать радость общения с актерами, получают удовольствие от правильной русской речи. Хотя Лилина прекрасно понимала, что русский язык сильно изменился. Несомненно, он уже отличается от того языка, на котором говорили в России, скажем, сто лет назад. И все же, считала Лилина, должен существовать эталон русского языка. В советские годы все слушали дикторов телевидения и радио. На их голоса равнялись. Их голоса были эталоном правильного произношения тел или иных слов. Сейчас времена изменились. Но для меня ревностным хранителем русской словесности всегда оставалась Лилия Евсеевна.

За свою жизнь Лилина сыграла множество концертов. Она играла в драматическом театре имени А.П. Чехова в Таганроге, затем выступала на сценических площадках в Ростове. Ей приходилось выступать везде. В том числе и в госпиталях, и в школах.

Я надеюсь, что дело Лилиной будет продолжено. И что, как и в моем детстве, будут приходить актеры Ростовской филармонии в школы, читать стихи и приобщать школьников к великому и прекрасному литературному русскому языку.

Георгий БАГДЫКОВ