Учитель истории

В советские времена историю в школе преподавали как идеологический предмет, в институте же изучение всего нашего прошлого сводилось к штудированию истории КПСС. Поэтому мало кто любил отдавать своё время этому предмету. В самом деле, постигать историю древней Греции сквозь призму марксистско — ленинской философии не очень было интересно. Но любое дело определяют люди. В этом смысле мне повезло, в моей школе преподавал историю человек, который влюбил меня в этот предмет. Юрий Иванович Калин рассказывал о Наполеоне, как и о Ленине, одинаково увлеченно, самозабвенно, а главное – объективно. Личность он неординарная. Мало кто в школе знал, что Юрий Иванович ещё был и замечательным художником. Его картины лучились особой добротой, озаряли притягательной энергией. Я уверен, что только добрый человек может так любить животных, как он. Все бездомные кошки Нахичевани кормились с его рук. Юрий Иванович никогда не запрещал высказывать на уроках свою точку зрения. Я мог смело вставать и высказывать, как я понимаю то или иное историческое событие, — главное, чтобы я чётко понимал суть проблемы.

— Эх, несчастное перестроечное время … — сетовал Юрий Иванович. – То были одни взгляды на наше прошлое, теперь – другие. История – это наука, а не продажная девка, которую можно использовать, кому как заблагорассудится. Наука опирается на факты. Есть исторический факт – Сталин выиграл войну, другой факт – в тридцатые годы были репрессии. Хорошо или плохо, что были репрессии, правильно Сталин вёл себя во время войны, какой ценой мы победили в ней – это уже наши субъективные трактовки. Рассуждайте. У вас должны быть свои убеждения, но менять историю в зависимости от ваших взглядов нельзя! Это преступно!

Мне нравилось в моём учителе то, что с ним можно было дискутировать. Будучи коммунистом по убеждению, даже секретарём партийной организации школы, он заставлял нас мыслить не по партийным уставам или директивам комсомольских съездов, а самим. Уважение вызывает и то, что Юрий Иванович не отрёкся от своих взглядов после распада Советского Союза, как это сделали многие бывшие партаппаратчики, заняв вновь руководящие посты. Некоторые из них возглавили бывшие советские республики и, публично проклиная советскую власть, передают бразды правления по наследству своим детям.

-Я всегда был и остаюсь приверженцем идеи социальной справедливости, — говорил он нам. – Что плохого в лозунге «Свобода, Равенство и Братство»? Теперь говорят, что это – масонский лозунг. Не знаю насчёт масонов, но вы вдумайтесь в слова. Кто против свободы? Кто против братства? Вы говорите, что равенства не может быть … Правильно! Вы все разные. Но у вас должны быть равные возможности, а уже ваши способности определят ваше будущее. Сейчас же у кого есть деньги, тот и способный, перед ним открываются большие возможности. Это неправильно! Никто не извлекает уроков из своего прошлого. Это печально!

Каждый год, прожитый мной вне стен школы, заставляет меня задумываться над правильностью слов Юрия Ивановича Калина. Мы уже не верим ни в партию, ни в перестройку, ни в светлое будущее. Но Юрий Иванович научил меня самому главному в жизни – всегда оставаться думающим человеком и иметь свои убеждения, никогда не стесняться их.

И то, что я в своей жизни увлекаюсь историей и краеведением, имею счастье публиковаться в рубрике «Далёкое – Близкое» в «Вечернем Ростове» есть несомненная заслуга и моего учителя Юрия Ивановича Калина.

Помню, кажется, в девятом классе кто-то из ребят написал на доске: «Ленин! Сталин! Калин!». Все смеялись. Было весело, как говорится, прикольно. Но вот прозвенел звонок. В класс вошёл Юрий Иванович. Посмотрел на доску, улыбнулся и произнес: «Вы, ребята, думаете, что я великий? Что я такой же видный философ и мыслитель, как Ленин? Или что я такой же видный руководитель, как Сталин? Нет. Я – Калин. Простой смертный человек.

С тех пор прошло немало лет. Но я думаю, что Юрий Иванович Калин был не простым смертным. Он был Человеком и Учителем с большой буквы.

Георгий БАГДЫКОВ