«РАЗБУДИЛЬНИК» на радио «ДОН-ТР». История Нахичевани-на-Дону

Ведущие Андрей Мелихов и Виктория Мартыненко беседовали с врачом и краеведом Георгием Багдыковым об истории Нахичевани

Вопрос. Георгий Минасович, как случилось, что представитель династии врачей увлекся историей родного города, начал издавать книги и стал членом Союза журналистов России?

Ответ. Я считаю, что большую роль в моем формировании как личности сыграли родители, которые привили мне любовь к истории, литературе. Мой папа, заслуженный врач России, хирург, который долгие годы был заместителем главного врача по хирургии, начмедом медсанчасти «Ростсельмаша», еще и краевед. В годы перестройки он увлекся изучением истории Нахичевани и донских армян. Отец написал и издал в девяностые годы книги «Нахичеванские портреты», «Лики прошлого» и другие. Занимается он изучением истории Нахичевани и сегодня, несмотря на свой почтенный возраст. Недавно мы с отцом издали книгу, которую назвали «Наш Сурб Хач», посвященную истории армянского монастыря. Кстати, Сурб Хач на территории современного Ростова является самым старым каменным зданием. Так что, как я считаю, под влиянием отца краеведением увлекся и я.

Как я стал членом Союза журналистов России? Дело в том, что долго не знал, кем мне лучше стать. Я из потомственной династии врачей, но и журналистика, история мне тоже очень нравились. Более того, подростком я был юнкором газеты «Комсомолец» (ныне «Наше время»). И тут, конечно, тоже свою роль сыграл мой папа. Он мне объяснил, что можно совмещать творчество и врачевание. Конечно, мы знаем самые яркие примеры врачей-писателей ─ это Чехов, Булгаков. Талантливых людей в медицинской среде немало. Я горжусь тем, что рекомендации в Союз журналистов России давали мне такие известные профессора-журналисты, как Александр Иванович Акопов, Владислав Вячеславович Смирнов, классик нашей донской литературы Даниил Маркович Долинский, декан в те годы факультета журналистики Ростовского государственного университета Евгений Алексеевич Корнилов. С 15-летнего возраста я постоянно публикуюсь в ростовских газетах, а с 1992 года непрерывно сотрудничаю с «Вечерним Ростовом». За эти годы издал более 50 книг разного содержания. Это и краеведческие работы, и сборники рассказов и новелл, и научно-популярные книги, и очерки об известных и талантливых ростовчанах.

Вопрос. С годами кажется, что границы стерлись. Нет больше пустыря, который разделял Ростов и Нахичевань. Вместо него Театральная площадь. Кажется, что мы растворились друг в друге. Сохранила ли Нахичевань присущие только ей черты?

Ответ. Я считаю, что, несмотря на то, что, к сожалению, в Нахичевани активно сносят дореволюционные и строят безликие, с моей точки зрения, многоэтажные дома, у которых, кстати, нет парковок, этот бывший город сохранил свои неповторимые черты. Если вы пройдетесь хотя бы по улице Советской, то увидите большое количество дореволюционных красивейших особняков. Сохранились во многих домах неповторимые кованые ворота. Я встречал люки, которым лет сто. Не меньше, я думаю. Так как на них написано: «Нахичевань-на-Дону». Вы знаете, я считаю, что у нас в городе должны быть созданы охранные зоны. Я убежден, что в историческом центре Ростова и в Нахичевани необходимо запретить многоэтажную застройку, чтобы хоть что-то из старинной архитектуры уберечь. Возникает ситуация, которая меня крайне удивляет. Мы говорим о патриотизме, о любви к Родине. На деле сносим старинные особняки, обезличивая наш город, уничтожая неповторимый архитектурный облик Ростова и его исторической части Нахичевани. Я признаюсь, мне страшно от этого… Считаю, что все вновь строящиеся объекты в этих исторических местах должны соответствовать архитектурному облику города. Иначе о каком сохранении архитектурного наследия мы говорим? Я уверен, что как только разрешат путешествовать, многие ростовчане поедут в Европу. И все мы будем умиляться европейской архитектурой, загубив при этом собственную. Знаете, я вот часто в последнее время думаю о том, что после Великой Отечественной войны наш город был почти полностью разрушен, особенно его исторический центр. Но ведь тогда советская власть почти все восстановила, не уничтожив при этом архитектурный облик города. Вот ведь парадокс. Да, конечно, были ужасные перекосы. Например, сносили церкви. Я восхищаюсь подвигом советских людей, сохранивших для нас город! Если бы мы сегодня могли восстановить хотя бы те особняки дореволюционные, которые еще остались, как бы наш город стал привлекателен для туристов! А ведь туризм мог бы принести неплохие деньги. Знаете, есть хорошая русская пословица, которая гласит: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».

Вопрос. Можете назвать несколько мест ─ символов Нахичевани?

Ответ. Конечно. Сразу скажу ─ это здание бывшего Нахичеванского театра (нынешний Ростовский академический молодежный театр), это особняк Искидарова, в котором ныне расположился Музей русско-армянской дружбы, и Нахичеванский базар. Напомню, город Нахичевань-на-Дону был уникален по своей архитектуре, отличался особым национальным колоритом. Этим городом и его базаром восхищались великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и генерал Раевский. Можно, кстати, сказать, что город Нахичевань начинался с базара. Так что это место с богатой историей. А у Нахичеванского театра, на мой взгляд, тоже не менее уникальная история. Напомню, Общество любителей драматического искусства под руководством Г.И. Чубарова стало инициатором строительства в Нахичевани здания городского театра. Театр, построенный по замечательному проекту выдающегося нахичеванского архитектора Н.Н. Дурбаха, был торжественно освящен по обрядам Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви 16 декабря 1899 года. Театр открылся постановкой спектакля по пьесе Льва Николаевича Толстого «Плоды просвещения». Вообще, писателя Толстого очень любили в Нахичевани. После его смерти была переименована Полицейская площадь. Она стала носить имя писателя. И сегодня эта площадь так и называется ─ площадь Толстого. А еще считается, что в армянской церкви Санкт-Петербурга, в некоторых армянских церквях Нахичевани молились за упокой души великого писателя. Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой был отлучен от Русской православной церкви. А вот в Армянской церкви его помянули. Наверное, исходя из принципа человеколюбия. Хотя религиозные взгляды Толстого Армянская апостольская православная церковь, конечно, не разделяет. Вот такая интересная история…

А что касается особняка Искидарова, в котором ныне располагается Музей русско-армянской дружбы, то он принадлежал крупному фабриканту, директору Нахичеванского городского общественного банка Марку Искидарову. Искидаров был театралом. В Нахичевани говорили, что именно поэтому он купил себе особняк напротив городского театра.

Вот такие места-символы для меня существуют в Нахичевани. Но, кстати, появились сегодня и новые символы. И это радует. Например, армянская церковь Сурб Арутюн, которая располагается за Домом народного творчества (он был построен на месте бывшего армянского собора Святого Григория Просветителя), рядом с церковью Сурб Арутюн располагается здание армянского консульства. Получился такой красивый маленький уголок Армении. Но вы знаете, одно меня удручает. Рядом с площадью Свободы в 1999 году к 220-летию Нахичевани по инициативе моего отца Минаса Георгиевича Багдыкова был установлен памятник одному из основателей города Нор Нахичеван, духовному лидеру донских армян, архиепископу Иосифу Аргутинскому. Кстати, инициативу моего отца тогда горячо поддержал известный ростовский писатель, историк и краевед В.С. Сидоров. Эта идея была также поддержана Нахичеванской-на-Дону армянской общиной. Установку памятника оплатил известный ростовский предприниматель Эдуард Вараздатович Вартанян. Но вот уже много лет постамент этого памятника находится в плачевном состоянии. И все же я верю, что наши городские власти смогут найти средства для восстановления памятника архиепископу Иосифу Аргутинскому. Напомню, что автор монумента ─ известный ростовский скульптор Давид Рубенович Бегалов, к сожалению, ныне покойный. Интересно, что памятник Иосифу Аргутинскому как бы смотрит на здание бывшего магистрата Нахичевани. Для меня эти места также знаковые.

Вопрос. Сейчас в Интернете масса полезной информации. Каковы ваши источники? Интересно, сохранились ли у нас подшивки дореволюционных газет?

Ответ. Последнее время я тесно сотрудничаю с ростовским краеведом Оксаной Александровной Мордовиной. Мы с ней уже написали две книги: «О чем расскажет нам город» и «Всему городу голова. Минас Балабанов». Наши источники в этих книгах ─ архивы и дореволюционные газеты. Они, к счастью, сохранились. Это бесценный источник информации. Читая газеты, ощущаешь ту жизнь, чувствуешь аромат эпохи и понимаешь, что наш современный русский язык изменился, как и изменилась грамматика. Читая дореволюционные газеты «Приазовский край», «Донская пчела», «Юг», замечаешь, что значение некоторых слов уже трудно понять. Есть слова, которые мы практически не употребляем. Например, «ежели», «а посему», «сударь». Как я уже говорил, были такие слова, значения которых мы искали в справочниках. Например, «смесъ». Была такая рубрика в газете. Как я выяснил, можно это слово понять, как информация о разном, обо всем. Сегодня такое слово мы не употребляем в повседневной жизни. Не говоря уже о том, что сегодня не всегда понимаем, в каких случаях наши предки ставили буквы, которых уже нет в нашем алфавите. Например, буква «ять». Я считаю, что если сегодня представить ожившего Пушкина, гуляющего по улицам Ростова и Нахичевани, то он бы значения очень многих современных слов не понял. Такое путешествие для него было бы сравнимо с «культурным шоком». Например, как ему было бы объяснить современный сленг: «напиши мне в личку» или «лайкни меня»? Правда, у нас не все пожилые люди понимают значения этих слов.

Мир быстро меняется, стремительно. Но в газетах он живет прежним. Газета ─ это тоже документ эпохи, причем особый, необыкновенный. Ты ощущаешь, чем жили люди, какая в стране царила идеология. Конечно, при этом важно пользоваться архивными документами. Трудами известных историков, краеведов. Например, я всегда обращаюсь к трудам академика Бархударяна, краеведа Сидорова, профессора Смирнова. Он, кстати, создал интересные и познавательные летописи. Я имею в виду «Летопись Ростова-на-Дону» и «Летопись Нахичевани-на-Дону». Я бы смело сказал, что вся наша деятельность с Оксаной Александровной Мордовиной ─ это большой исследовательский труд. И вот, кстати, мне удивительно, что такой деятельностью занимаются такие энтузиасты, как мы, а не историки, которым как бы по статусу и профессии положено это делать. Иногда, когда приходишь в библиотеку или в архив, то понимаешь, что там до тебя практически никого и не было. Очень жаль! Ведь в наших архивах и библиотеках еще хранятся уникальные документы минувшей эпохи. Поверьте, очень увлекательно и познавательно прикасаться к прошлому своей страны.

Вопрос. Я слышал, что в Нахичевани даже производили автомобили одно время. Это правда?

Ответ. Да. Это правда. В начале двадцатого века в Нахичевани на заводе «Аксай» начали выпускать легковые автомобили «Олдсмобил». Напомню, что «Олдсмобил» ─ это марка автомобилей, принадлежавшая корпорации General Motors.

По сути, Нахичевань-на-Дону была одним из первых городов на юге России, который пробовал производить легковые автомашины. Более того, в 1916 году были построены новые крупные производственные корпуса на заводе «Аксай», где предполагался серийный выпуск грузовых автомобилей, а также авиационных моторов. Но в 1917 году произошла Октябрьская революция, и всем этим планам не суждено было осуществиться. Недавно, читая книгу известного общественного деятеля Нахичевани, ректора Нахичеванской армянской духовной семинарии, священника Рубена Бекгульянца «По Турецкой Армении», изданную в 1914 году, я узнал, что среди армян в Османской империи пользовались особым спросом изделия завода «Аксай». Они покупали плуги. Правда, надо сказать, что судьба армян, проживавших в Османской империи, была печальна.

В 1915 году в Османской империи стали массово уничтожать армянское и христианское население, убивали также греков и ассирийцев, истреблялись целые деревни и районы, где жили эти несчастные люди. Этот год печальный и страшный в истории армянского народа. Именно тогда начался геноцид армян в Османской Турции. В это время шла Первая мировая война. Конечно, тогда было уже не до плугов фирмы «Аксай» из Нахичевани-на-Дону.

Напомню, что именно в Нахичевани-на-Дону был создан Армянский комитет, который помогал беженцам из Османской империи. Россия очень много помогала в то время армянам, в частности, большую помощь оказывали донские казаки. Кстати, в Ереване стоит памятник казакам, которые погибли, защищая интересы России и армян в разные исторические периоды. Казаки всегда приходили на помощь христианским народам.

Вопрос. Давайте поговорим о людях. Споры о роли личности в истории не утихнут никогда, но тем не менее… При ком Нахичевань расцвела?

Ответ. Я считаю, что роль личности в истории велика. Да, конечно, складываются какие-то объективные обстоятельства. Но субъективный фактор играет немаловажную роль. Как бы сложилась судьба России, если бы не было Петра Великого или Екатерины II? Об этом можно рассуждать бесконечно долго. Но я считаю, что Нахичевань расцвела именно при городском голове Минасе Ильиче Балабанове. Вот именно поэтому мы с Оксаной Александровной Мордовиной и написали о нем книгу.

При Балабанове в Нахичевани были построены Мариинская больница, Нахичеванский городской театр, благоустроена набережная, город был телефонизирован, электрифицирован. При Минасе Ильиче был построен прекрасный православный храм Александра Невского, открыт водопровод, организована народная библиотека. При Балабанове в Нахичевани появилась конка, а затем трамвай.

Недавно меня спросили: какие деяния Балабанова были самыми важными и значимыми? Лично я считаю, что это строительство в городе больницы и театра. Объясню, почему я так считаю.

Дело в том, что Балабанов уделял огромное внимание благоустройству города. Он мечтал, чтобы Нахичевань имела современную больницу. И это, по мнению головы, способствовало бы росту продолжительности жизни горожан. Так и получилось. А впоследствии на базе Мариинской больницы Нахичевани появился Ростовский научно-исследовательский онкологический институт, который теперь называется Национальным медицинским исследовательским центром онкологии. Это научно-исследовательский центр федерального значения! Получается, что именно нахичеванский голова Минас Ильич Балабанов стоял у истоков этого крупного научного и лечебного учреждения!

О значимости театра в истории Нахичевани, да и всего юга России, мы уже говорили. Напомню лишь, что к концу XIX века культурная жизнь в Нахичевани достигла своего наивысшего расцвета. Нахичеванские светские салоны ничем не отличались от петербургских или московских. В начале ХХ века именно в Нахичевани проводил свои музыкальные вечера Сергей Рахманинов.

В конце ХIХ века здесь было создано Общество любителей драматического искусства. Его члены ставили своими силами спектакли. Приглашали на гастроли армянские театральные труппы из других городов России и из-за рубежа.

Именно Общество любителей драматического искусства стало инициатором строительства в Нахичевани здания городского театра. Очень многое для развития драматического искусства в Нахичевани сделали известный общественный деятель Георгий Иванович Чубаров и нахичеванский голова Минас Ильич Балабанов.

Молодежный академический театр (бывший Нахичеванский) и сегодня очень любим ростовчанами. Он славится своими спектаклями и актерами. Несомненно, строительство Нахичеванского театра способствовало мощному развитию театрального искусства у нас на Дону. И за это мы тоже должны быть благодарны Балабанову.

Считаю, что в нашем городе должен быть установлен памятник нахичеванскому голове Минасу Ильичу Балабанову.

Вопрос. Вообще, каковы были отношения между Нахичеванью и Ростовом? Существовала борьба за первенство в свое время?

Ответ. Отношения были всегда хорошими и добрососедскими. Немало нахичеванских купцов жило в Ростове, и здесь же в центре города они строили свои доходные дома. И ростовцы жили и работали в Нахичевани. Но борьба за первенство была. Несомненно. Иногда эта борьба мне напоминает нынешнюю конкуренцию Ростова и Краснодара. Не будем забывать, что до середины девятнадцатого века Нахичевань-на-Дону была одним из крупных и экономически развитых городов юга России. В своем развитии город Нахичевань-на-Дону опережал Ростов. Но я считаю, что благодаря строительству железнодорожного вокзала, а также деяниям ростовского головы Андрея Матвеевича Байкова ситуация изменилась. И изменилась так, что Ростов смог стать столицей юга России, а Нахичевань ─ очень красивой частью Ростова-на-Дону. Кстати, присоединить Нахичевань к Ростову мечтал еще ростовский голова Байков. Нахичеванцы всячески этому противились. Надо, кстати, сказать, что российские цари всегда подтверждали особые привилегии донских армян, которые им были дарованы Екатериной Великой. Большим патриотом своего города, несомненно, был нахичеванский голова Минас Ильич Балабанов. Он очень многое сделал для отстаивания самостоятельности города, его процветания. Я вообще думаю, что если бы не Октябрьская революция, то Нахичевань так и оставалась бы таким особым «чайнатауном» на территории современного Ростова. Но история сложилась так, как она сложилась.

Вопрос. Всем известно, что Ростов ─ город купеческий. Здесь всегда торговали и шумно отдыхали. А нахичеванцы ─ они кто? Какие они?

Ответ. Нахичеванцы тоже любили весело отдыхать. На праздник в честь Святого Георгия проводились народные гулянья на Ростово-Нахичеванской меже. Это нынешняя Театральная площадь. Там возле армянской церкви Святого Георгия устраивались ярмарки, распродажи. Приезжали на эти гулянья казаки, ростовцы. Было весело. Такие же гулянья были и на Пасху. Недавно краевед Оксана Мордовина прислала мне карикатуру, которая была опубликована в газете «Приазовский край» в марте 1914 года. Карикатура называлась «Ростово-Нахичеванская весенне-пасхальная идиллия». На ней изображены ростовцы и нахичеванцы, которые братаются друг с другом, целуются, дарят друг другу крашеные яйца. Ростовцы бьют в колокола, нахичеванские армяне играют на своих национальных инструментах. Действительно, идиллия.

Очень любили армянские купцы шумно отмечать успех своих коммерческих сделок. Нанимали музыкантов и с ними катались по нахичеванским линиями, пили шампанское, вино. Все должны были знать, что у них радость. Чем-то это все мне напоминает нынешних некоторых молодых ребят, которые ездят на машинах по городу с громкой музыкой, привлекая к себе внимание.

А еще армяне любили гулять и праздновать религиозные праздники или важные события в своей жизни в монастырском саду армянского монастыря Сурб Хач. Но это особая и очень интересная тема. Мы хотим с Оксаной Мордовиной написать отдельную книгу о саде армянского монастыря Сурб Хач и о том, как там устраивались праздники.

Вопрос. Уже много лет идут разговоры о том, что Карлу Марксу не место на площади… Карла Маркса. У определенной части населения есть желание вернуть памятник Екатерине. Как вы относитесь к этому?

Ответ. Это очень сложный вопрос. Я, наверное, лет двадцать пять писал о том, что надо воссоздать исторический облик Нахичевани. Писал и пишу об этом много в «Вечернем Ростове». К Екатерине Великой можно относиться по-разному. Но она очень многое сделала для укрепления Российской империи. Именно при Екатерине Российская империя стала великой, именно при ней присоединили Крым, сформировалось окончательно такое понятие как Новороссия. Она, кстати, основала немало городов. И в том числе Нахичевань. Хочу сказать, что переселение армян на Дон не было легким. Много людей погибло во время него. Для народа это было серьезным потрясением. Но она это понимала. Ей не нужна была гибель народа. Ей было нужно, чтобы этот народ развивал экономику, торговлю и ремесла на юге России. И она даровала армянам массу льгот. В том числе и экономических, политических. Для того чтобы армяне могли беспрепятственно заниматься предпринимательством. Армяне были свободными гражданами в крепостной России. Это немаловажно, я считаю. Она подарила армянам немало земель. Сегодня не все знают, что земли нынешнего Сельмаша, Северного района, левого берега Дона, Зеленый остров принадлежали Нахичевани-на-Дону. Много земель было отдано также армянским крестьянам. Напомню, что у нас на Дону есть армянские села Чалтырь, Большие Салы, Малые Салы, Крым, Несветай.

Карл Маркс, конечно, великий человек, философ, ученый. Многие его идеи актуальны и сегодня. Это так. Но отношения к Нахичевани он не имел. Площадь имени Карла Маркса раньше называлась Екатерининской. Потому как императрице был установлен донскими армянами памятник, кстати, при руководстве нахичеванского головы Минаса Ильича Балабанова. Потом, как мы знаем, он был снесен. Установлен памятник Марксу. Красивый армянский собор во имя Святого Григория Просветителя, который стоял за памятником Екатерине Великой, тоже снесли.

Вы, наверное, знаете, что Нахичеванская-на-Дону армянская община хотела воссоздать памятник Екатерине II. И такой памятник практически был готов. Над макетом работал скульптор Давид Рубенович Бегалов. Была собрана даже часть денег на установку монумента. Искали достойное место памятнику Марксу. Никто не собирался его сносить. Хочу это подчеркнуть особо. Но потом по непонятным причинам все затормозилось. Хотя мне все понятно. Начались печальные украинские события. И некоторые политические силы постарались придать этому моменту политический окрас. Мне это непонятно. Императрица Екатерина Великая была российской, а не армянской. Повторю еще раз: для меня логика оппонентов не очень понятна. Говорить о патриотизме, о великой России, а тому человеку, который присоединил Крым, создал всю эту Новороссию, в том числе и Нахичевань, памятник так и не поставить. Простите, но я это не могу понять. Мы же ей ставим памятник не за ее прегрешения, жестокость и так далее. А за заслуги ее. Без Екатерины Великой не было бы Нахичевани, а значит, современный Ростов тоже был бы иным. И, возможно, не стал бы столицей юга России.

Но думаю, что противники установки памятника императрице могут не волноваться. Этого памятника в нашем городе не будет. По крайней мере, в ближайшее время. Наша власть очень осторожна и консервативна. Иногда это очень хорошо. Иногда ─ нет. Конечно, волнения политические никому не нужны. Но очень жаль, что мы так отнеслись к своей истории. Но это лишь мое субъективное мнение…

Вопрос. И все-таки… Почему «линии»?

Ответ. Почему в Нахичевани линии, как в Петербурге на Васильевском острове? Хороший вопрос.

По мнению многих историков и краеведов, автором генерального плана армянского города Нор Нахичеван был известный русский архитектор Иван Егорович Старов (1745─1808). Считают, что именно он проектировал и строил самые важные здания Нахичевани, в том числе кафедральный собор имени Святого Григория Просветителя, а также церковь монастыря Сурб Хач в окрестностях города. Считается, что именно он и придумал построить Нахичевань с планировкой, похожей на питерскую.

Надо сказать, что Старов своими проектами предопределил характер градостроительства в Новороссии, именно он положил начало формированию художественного облика таких городов, как Екатеринослав, Николаев, Херсон.

Кстати, проект Нахичевани считается одной из первых работ Ивана Егоровича Старова, который изначально проектировал город, учитывая, что это будет торговое поселение у судоходной реки. Он также учитывал близость к городу строительных материалов. Таких как камень-ракушечник, глина, камыш.

Вопрос. Совсем недавно начался новый учебный год… Как обстояли дела с образованием в Нахичевани?

Ответ. В Нахичевани большое внимание уделяли образованию детей. Своих чад нахичеванцы старались отправить получать образование в лучшие учебные заведения Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа, Вены и Берлина. В самой Нахичевани открывались учебные заведения, в том числе и профессиональные училища. Известны такие учебные заведения, как Екатерининская женская гимназия, Гогоевская женская гимназия. Хочу сказать, что в Нахичевани большое внимание уделяли не только мужскому, но и женскому образованию.

Мне очень нравится высказывание известного общественного деятеля Нахичевани, писателя, поэта, переводчика Рафаэла Патканяна: «Состояние просвещения и образования женщин поистине можно считать мерилом культуры данного народа или его отдельно взятой общины».

В этой связи хотел бы сказать несколько слов о женской гогоевской гимназии (нынешняя гимназия № 14). Кстати, школу №14, как она называлась в советское время, окончил и я в 1988 году. У истоков этого учебного заведения стоял нахичеванский купец Никита Христофорович Гогоев (Мкртыч Хачатурович Гогоян). Все три его дочери умерли несовершеннолетними, в раннем возрасте. И в память о них он завещал свои капиталы на благое дело: чтобы в его любимом городе было построено женское учебное заведение. К счастью, воля Гогоева была исполнена.

В декабре 2019 года в честь 240-летия переселения армян на Дон выпускники этой школы (я и мой старший брат Тигран Багдыков) решили установить памятную доску в честь основателя школы купца Гогоева. В этом благородном деле нам оказала большую помощь ростовский краевед Оксана Александровна Мордовина. Без ее участия мы не справились бы со всеми бюрократическими препонами.

Хочу выразить большую благодарность за моральную поддержку наших начинаний директору гимназии № 14 Татьяне Альбертовне Корниловой, а также заслуженному учителю России Лидии Дмитриевне Матвеевой.

Очень приятно, что память о нахичеванском купце Никите Христофоровиче Гогоеве бережно сохраняется в музее гимназии №14. Руководит музеем Александра Георгиевна Симавонян.

Светлая память о просветителе Нахичевани должна передаваться из поколения в поколение. Вот для этой цели мы и установили памятную доску.

Хочу сказать, что любовь к Родине начинается с любви к своему городу, своей улице, своему дому. С моей точки зрения, именно из этих составляющих складывается патриотическое воспитание.