Полеты его жизни

3 декабря 2021 года исполняется год со дня завершения земного пути Заслуженного летчика СССР, многолетнего начальника Армянского управления гражданской авиации МГА СССР (1971-1987), президента Национальной авиационной ассоциации Армении, руководителя подкомиссии по авиации Общественного Совета Республики Армения, заслуженного работника транспорта Армении, кавалера двух Орденов Трудового Красного Знамени Дмитрия Александровича Атбашьяна.

К этой памятной дате в Ростове-на-Дону издана книга Д.А. Атбашьяна «Моя авиация», которую Дмитрий Александрович написал в последние годы своей очень интересной и насыщенной жизни.

В предисловии к этому изданию В.Г. Шелковников, лауреат Государственной премии СССР в области безопасности полетов, Почетный председатель Общественного совета Международного общественного движения «Аэронавигация без границ, отмечает: «Дмитрий Александрович Атбашьян – человек-легенда советской и армянской авиации, Заслуженный летчик СССР, «почетный Аэронавигатор»… Большую часть жизни он посвятил суровой Арктике и своей любимой Армении. В советское время под его длительным руководством в качестве начальника Армянского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР он обеспечил показатель аэрофикации региона самого высокого значения в Советском Союзе. Он создал 14 взлетно-посадочных полос и жемчужины армянской авиации аэропорты Звартноц, Гюмри, Капан… В новое время при нем был создан аэропорт Степанакерт. Человек огромного философского ума, прямой, смелый, открытый для общения на любом уровне; великолепный пилот Дмитрий Александрович всегда бился за развитие безопасности полетов, где бы он ни работал, в Арктике или в Армении».

Книга издана при содействии и поддержке Ростовского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации в рамках проведенной в вузе научно-практической конференции с международным участием «АвиаТранс-2021». Как отмечает директор Ростовского филиала МГТУ ГА, проф. Григорий Акопов: «Данное издание представляет большой научный и практический интерес для историков, работников гражданской авиации и, разумеется,наших студентов. Дмитрий Александрович регулярно принимал активное участие в наших научно-практических конференциях, выступал перед студентами и оказывал весомую поддержку в вопросах развития двухсторонних отношений с организациями гражданской авиации Республики Армения.Несколько лет назад Дмитрий Александрович рассказал мне о том, что работает над книгой «Моя авиация»,и я очень признателен его супруге и дочерям, доверившим нам издание этой замечательной книги».

Особое место в книге «Моя авиации» уделено подготовке кадров для гражданской авиации Армении, отмечено, что ежегодно из авиационных учебных заведений СССР в Армению прибывало до 600 подготовленных авиаспециалистов.

Немалую часть студентов Ростовского филиала КИИГА (ныне МГТУ ГА) составляли посланцы Армении, которые сегодня успешно работают в гражданской авиации этой страны, имея дипломы об окончании нашего ВУЗа.

Яркую характеристику Д.А. Атбашьяну дал в свое время известный писатель и общественный деятель, народный депутат СССР Зорий Балаян, а именно: «Летопись нашей авиации зафиксировала, какая шла в республике борьба за освоение нового самолета ИЛ-86. Сопротивлялись этому не только в Москве, но и в Ереване. Ведя борьбу с противниками и оппонентами, Атбашьяну надо было одновременно готовиться к освоению супер-аэробусов и начинать строительство нового типа посадочных полос, аварийно-спасательной станции и других объектов, без которых Москва не отдавала…ИЛ-86. Надо было также готовить кадры. И Дмитрий Атбашьян пять месяцев провел в Ульяновске, потом перебрался во Внуково, чтобы взнуздать 350- местный гигант. Он торопился, словно боялся, что кто-то помешает…Но Атбашьян спешил не только потому, что боялся тех, кому очень не хотелось, чтобы в Армении воздвигли воздушный храм. Он словно чувствовал, что на родину нагрянет очередная беда. Да еще какая- спитакская! И когда, начиная с одиннадцати часов сорока одной минуты 7 декабря 1988-го, в «Звартноце» стали приземляться один за другим большие лайнеры под флагами ста стран, уже увы, никто не помнил Атбашьяна. Он к тому времени стал одной из первых жертв перестройки и работал просто летчиком. Забыли, что его уволили за то, что он, «одержимый строительством аэропортов», построил сооружение, позволившее обслуживать в час две тысячи сто пассажиров».

Уникальный труд, почти на шестистах страницах, повествует не только и не столько о жизни легендарного авиатора, он открывает перед читателем исторические документы, эпохальные события и взгляд на них со стороны автора.

Примечательно, что в книге Д.А. Атбашьяна неоднократно упоминается Ростов-на-Дону, визиты в наш город и встречи с авиационной общественностью. Большой интерес вызывает описанная автором история, произошедшая в Ростове-на-Дону осенью 1971 года, когда рейс Ростов-Ереван едва не закончился авиакатастрофой. Будучи очевидцем многих авиационных событий, Дмитрий Александрович поделился своим анализом этого события с читателями.

Один интересный для нас факт не вошел в книгу, Д.А. Атбашьян приходился племянником человеку, которому город Ростов-на-Дону многим обязан. Командир артиллерийской батареи, героически сражавшейся в ходе оборонительных боях под Ростовом-на-Дону, отбившей три яростные атаки врага и с имеющимися всего четырьмя орудиями подбившей 22 вражеских танка, был братом его матери и являлся для своего племянника, Дмитрия Александровича, примером. В 20-ти летнем возрасте (посмертно удостоенный высокого звания Героя Советского Союза) Сергей Оганов погиб при обороне Ростова-на-Дону, но ни один вражеский танк не прошел через занимаемые его батареей рубежи. К сожалению, Сергей Мамбреевич Оганов (Оганян) не успел создать семью и завести детей, но его племянники свято сохраняли память о своем героическом предке и приезжали в Ростов-на-Дону на его могилу.

Книга Д.А. Атбашьяна «Моя авиация» размещена на сайте «Нахичевань.ru» ее можно прочитать по ссылке: http://nahichevan.ru/wp-content/uploads/2021/11/moja-aviacija.pdf