О конке и трамвае в Нахичевани

В конце девятнадцатого века по инициативе нахичеванского городского головы Нахичевань и Ростов связала междугородняя конная железная дорога.14 апреля 1879 года газета «Донская пчела» писала:

«… благодаря инициативе Нахичеванского городского головы Ростов и Нахичевань свяжет конная железная дорога. Ростовская Дума с пониманием отнеслась к инициативе Нахичеванского головы. Проектируемая дорога пройдет, как мы уже упомянули в одном из предыдущих номеров газеты, от Соборной площади в Нахичевани по всему протяжению Большой Садовой улицы в Ростове вплоть до вокзалов местных железных дорог на Темернике…».

Читателей уверяли, что проезд на конной железной дороге между Ростовом и Нахичеванью будет стоить недорого.

Конка принадлежала Бельгийскому акционерному обществу Ростовских-на-Дону конно-железных дорог. Но жители Нахичевани стремились не отставать от ростовчан и тоже заключили договор с Бельгийским акционерным обществом.

9 мая 1890 года была открыта одна из первых в России междугородняя линия конно-железной дороги. Она соединила Ростовский железнодорожный вокзал с центром Нахичевани.

Интересно, что в связи с увеличением протяженности конной железной дороги, а также числа перевозимых ею пассажиров Ростовская управа разработала инструкцию по эксплуатации дороги. Это постановление Ростовской управы приводят Г.Л. Беленький и Н.Н. Редьков своей книге «Маршрутом из прошлого в будущее»:

«…определяется рысью не более 12 верст в час. Езда вскачь нигде не допускается». То есть нельзя кучерам было превышать скорость. В вагоны не допускались люди, которые своим запахом или грязным видом могли отпугивать пассажиров. Например, трубочисты, маляры, селедочницы и прочие. Особые требования предъявлялись к кучерам. Они должны были быть не моложе 21 года, а также иметь справку о состоянии здоровья».

Это было что-то похожее на современное прохождение медицинской комиссии перед получением прав на вождение автомобиля.

Благодаря тому же Бельгийскому Акционерному Обществу и первый трамвай появился в Ростове. Случилось это 20 декабря 1901 года. А 22 декабря 1902 года нахичеванская конка стала трамвайной.

С Ростово-Нахичеванской конной железной дорогой связано много забавных ситуаций. Немало заметок на эту тему было опубликовано в газете «Донская пчела». Любопытна и смешна заметка «Нахичеванец».

Это рассказ о забавной ситуации, которая произошла «в вагоне Ростовских конно-железных дорог». Конка шла по Большой Садовой улице. На одной из остановок в вагон вошел нахичеванец, с виду «торговый человек», с «полдюжиной детей». Кондуктор попросил нахичеванца заплатить за себя и за детей. Нахичеванец заплатил за себя, а за детей платить отказался.

-Все дети, согласно объявлению правления железных дорог, провозятся бесплатно, — заявил нахичеванский торговец.

-Совершенно верно, но этой льготой пользуются дети до пяти лет, а ваши дети старше, — пояснил кондуктор.

Тогда нахичеванский торговец предложил кондуктору вместе почитать правила, которые издало правление Ростовских железных дорог. Они стали вместе вслух читать эти правила. Один из пунктов гласил, что дети до пяти лет провозятся бесплатно.

Нахичеванец громко заявил кондуктору:

-Детей провозить можно бесплатно до 5 лет, а я их везу на конке только первый раз.

Автор рассказа пишет, что этот остроумный ответ находчивого нахичеванца так понравился сидевшей в вагоне публике, что «по настоянию ея, контролер отказался взять провозную плату с его детей».

Вот еще один смешной рассказ, который был опубликован в «Донской пчеле» и назывался «На конке»:

«Очень интересная сцена произошла на днях в вагоне конно-железных дорог, следовавшем из Ростова в Нахичевань. К пассажиру, высокому брюнету, с бритым лицом, робко подходит кондуктор и просит не курить».

Кондуктор объясняет брюнету, что Ростовская Дума постановила не курить в вагонах конки. Брюнет неохотно подчиняется требованию кондуктора. Но когда конка въезжает в Нахичевань, вновь закуривает. Кондуктор возмущается:

-Позвольте, господин, курить нельзя.

На что брюнет отвечает кондуктору, что это Ростовская Дума приняла постановление о запрете курения в вагоне, а Нахичеванская Дума такого постановления не принимала. А поскольку конка въехала в Нахичевань, то он будет курить. Продолжая преспокойно курить, нахичеванец говорит кондуктору:

«Ростов сам по себе, Нахичевань сам себе. Наш город своего голову имеет, ему чужого не надо…».

Кондуктор ничего не смог сказать в ответ нахичеванцу. Вот такой интересный и забавный рассказ «На конке» был опубликован в «Донской пчеле».

Честно признаюсь, очень интересно читать газеты прошлых лет, особенно дореволюционные. Словно окунаешься в иной мир, который тебе позволяет лучше узнать, чем и как жили твои предки. Хотел бы выразить особую благодарность ростовскому краеведу Оксане Мордовиной, которая присылает мне много интересной информации.

Например, перечитывая дореволюционную прессу, я не перестаю удивляться тому, насколько смело и свободно, несмотря на царскую цензуру, тогда в газетах критиковали городскую власть, Думу, политиков и общественных деятелей. Ростовские газеты «Донская пчела», «Приазовский край», «Южный телеграф», «Юг» и другие издания смело писали о городских проблемах.

Так, «Южный телеграф» в 1902 году опубликовал критическую корреспонденцию в рубрике «Злобы дня», посвященную неправильной установке электрических столбов в Нахичевани. Газета в этом критиковала нахичеванского голову Минаса Ильича Балабанова.

И вот почему. Мы знаем, что при Минасе Ильиче город Нахичевань был телефонизирован, электрофицирован, именно при нем появился городской трамвай. Газета писала: « В воскресенье «легла костьми» первая жертва электрических столбов строящегося в Нахичевани трамвая. Жертва легла авансом, в счет будущих «происшествий и столкновений», так как электрический трамвай еще не готов, а только пока устанавливается. Произошло это очень просто. Из катившегося по рельсам конного трамвая неосторожно выглянул вперед, выставившись из вагона, какой-то пассажир, слесарь по профессии, и был сбит столбом. Удар в голову был настолько сильным, что несчастный пассажир трамвая тут же и Богу душу отдал. Видите, как просто. Еще бы проще, да некуда. Был жив человек и в три минуты его не стало. Электрические столбы в Нахичевани – для нее имеют роковое значение».

Далее газета в смерти несчастного слесаря обвиняла нахичеванского голову Минаса Ильича Балабанова. Дескать, он расположил электрические столбы в опасной близости к трамвайным рельсам. И из-за этого нахичеванские пассажиры, которые из-за любопытства высовывают головы из окон, могут получать травмы и увечья.

Надо заметить, что в том, что электрические столбы в Нахичевани установлены неправильно, газета обвиняла не только Минаса Балабанова, но и Нахичеванскую Управу, которая допустила у себя в городе подобное безобразие. Газета писала: «Это ваши столбы, господа нахичеванские «отцы»! Трудно понять, почему г. Балабанов так энергично отстаивал установку электрических столбов в таком близком соседству с линией движения трамвая».

Я не знаю, чем закончилась эта печальная история, связанная со смертью нахичеванского слесаря и были ли эти электрические столбы отодвинуты на более безопасное расстояние от трамвайных путей.

Известно точно одно — благодаря стараниям Минаса Ильича Балабанова в Нахичевани появился трамвай!

Георгий БАГДЫКОВ