На уик-энд в Семикаракорск

Когда друзья предложили мне и моим близким провести уик-энд в Семикаракорске, то, признаюсь честно, был удивлен. Что там делать? Тем более что в моем представлении туристические базы отдыха на Дону — это убогие домики на «курьих ножках» постройки советского периода времени. Зачем тратить свои выходные на то, чтобы кормить комаров возле Дона, да еще за сто километров от Ростова? Но надо признать, что я сильно ошибался. Я увидел удивительно красивые места, прикоснулся к неповторимому донскому колориту и нашей истории.

В Дону я не купался лет десять. Может быть, это не патриотично, но, простите, воды Дона меня всегда отпугивали. Грязная, мутная вода возле Ростова. Дно реки усыпано осколками от разбитых бутылок. А на берегу отдыхают, как правило, пьяные и неадекватные люди. Именно таким мне представлялся отдых на Дону. По крайней мере, с таким видом так называемого «отдыха» сталкивался я. При этом у меня всегда возникал страх за пьяных людей, купающихся в Дону. Ведь Дон-батюшка может быть и коварным. Сколько людей утонуло в нашей реке!

Но в Семикаракорске я увидел своими глазами совсем другой Дон. Чистый, ухоженный, с благоустроенными городскими пляжами. Самое удивительное, что на базе отдыха, где мы отдыхали, я встретил немало ростовчан, в том числе и своих коллег из областной клинической больницы No 2, где я работаю врачом-урологом. База, на которой нам пришлось отдыхать, благоустроенная, все домики с кондиционерами, телевизорами, туалетами и душевыми кабинками. Когда я разговорился с коллегами, то узнал, что они сюда приезжают отдыхать на выходные регулярно. Нетронутая цивилизацией донская природа, чистый воздух, чистый Дон, тишина и покой. Что еще нужно для семейного отдыха или отдыха с друзьями?

Именно в Семикаракорске я первый раз попробовал уху из раковых шеек. Надо сказать, это очень вкусно. Мы родились и выросли на Дону, но свою историю, в том числе и национальную кухню, знаем недостаточно хорошо.

Приятно, что в Семикаракорске к своей истории и к своим казачьим традициям и обычаям относятся с особой любовью.

Приятно и то, что Семикаракорск — город интернациональный. Здесь в мире и дружбе живут люди разных национальностей. Немало здесь живет и армян.

Более того, по инициативе армянской общины Семикаракорска и при всесторонней поддержке её председателя Саркиса Cедракяна и помощника председателя Георгия Оганесова состоялось открытие хачкара, посвященного 100-летию памяти жертв геноцида армян и воинам казакам. Хачкар из туфа был изготовлен и привезен, специально к этой дате из Первопрестольного Эчмиадзина.

Несомненно, что хачкар, установленный в память о жертвах геноцида армян и в память о воинах-казаках, которые часто защищали армянский народ и спасли его от физического уничтожения, является еще и символом неразрывной русско-армянской дружбы.

В Семикаракорске я узнал много интересного и поучительного о донской кухне. А еще, оказывается, в Семикаракорске расположены рыбные хозяйства, которые выращивают рыбу и выпускают ее в Дон. Бывалые рыбаки нам говорили, что в Семикаракорске можно поймать сома, осетра (правда, небольшого), щуку, леща, окуня.

Местные жители рассказывали мне разные легенды о своем городе. В том числе версии истории возникновения Семикаракорска. По одной из них, город назван в честь семи братьев-староверов Каракорских. Братья Каракорские якобы бежали на Дон и основали поселение, которое впоследствии получило название Семикаракорск. Существует еще и такая версия. Поселение было названо в честь некоего Семена Каракорова. Некоторые же ученые-историки считают, что название города произошло от сочетания числительного «семь» и татарского слова «коркор», что в переводе означает «ставка» или «стан». По мнению же доктора исторических наук, археолога Плетневой, в названии Семикаракорска прослеживаются три тюркских корня: «семиз» — крепкий, «кара» — черный или «сара» — желтый, «кала» — крепость. В переводе с тюркского получается — крепкая (сильная) черная (желтая) крепость.

Сложно сказать, какая из версий более верная. Но то, что Семикаракорск всегда был сильным оплотом казачества, — это точно.

Датой основания станицы Семикаракорской считают 1672 год. Но станица несколько раз меняла свое месторасположение. Дело в том, что Семикаракорск часто затапливало весенними разливами Дона.

По данным Википедии, в станице в 1879 году проживали 6588 душ мужского и женского пола. Основными занятиями станичников были полеводство, скотоводство, садоводство и огородничество.

На базе отдыха, где мы расположились, в ресторане висело множество фотографий отечественных звезд кино и эстрады, которые отдыхали в этом месте. Оказывается, многие наши знаменитости любят приезжать в Семикаракорск и отдыхать на базах возле Дона. Они едут на Дон за казачьей экзотикой, им нравится отдыхать в экологически чистом месте, любоваться красотами донского края и Доном-батюшкой. Еще в этих местах любят отдыхать иностранцы. Мы встретили эмоциональных итальянцев. Им тоже нравилось любоваться красотами этих мест, хотелось лучше познать донской казачий край.

Многие приезжают в станицу за легендарной семикаракорской керамикой. Об этом народном художественном промысле известно во всем мире. С 2000 года в станице открыт класс декоративно-прикладного искусства, в котором обучаются талантливые дети. Так что казачий художественный промысел живет и развивается.

А еще Семикаракорск славится своим вином. Пожалуй, есть два бренда, которые туристы с удовольствием везут с Дона, – это семикаракорская керамика и вина. Конечно, больше всего ценят цимлянские вина, но и семикаракорские тоже хороши. По крайней мере, традиции виноделия у нас на Дону уходят корнями в глубокую древность.

Этот отдых в Семикаракорске, который подарили нам друзья, был незабываем. Я для себя открыл места у нас на Дону, где действительно можно достойно и цивилизованно отдохнуть и куда не стыдно привезти туристов.

Георгий БАГДЫКОВ