«Музыкальные блюда» Галины Нагапетовны Багдыковой

Для меня мама всегда была и остается примером того, какой должна быть настоящая женщина. А быть настоящей женщиной очень непросто. Я вспоминаю, как много работала моя мама, при этом всегда уделяя внимание нашей семье. А это было тоже очень сложно. Почему? Потому что моя мама Галина Николаевна (Нагапетовна) Багдыкова долгие годы работала в музыкальной школе имени М.Ф. Гнесина заведующей струнным отделением, обучала детей игре на скрипке, занималась общественной работой, организовывала концерты и гастроли своих учеников. А они ее любили. Очень часто с талантливыми детьми она занималась на дому, готовя их к концерту. И со многими ее учениками впоследствии я подружился. И уже наша дружба длится не одно десятилетие. А с выпускником моей мамы Павлом Петровым, который успешно окончил Ростовскую государственную консерваторию и сегодня преподает в училище и музыкальной школе Таганрога, мы еще долгие годы совместно вели программы на радио и телевидении.

При такой нагрузке мама всегда находила время делать с нами уроки, ходить на школьные собрания, гулять с нами, принимать гостей в доме. А дом наш всегда был гостеприимным. И в любое время мои родители были рады гостям.

Отдельный разговор о том, как готовит моя мама. Об этом могу говорить долго. Ее еда для меня самая вкусная и любимая. Мне нравятся все ее блюда. Но особенно люблю армянские: долму, хурабья, гату, губаты. Конечно, уже не все эти блюда она может готовить из-за своего, как она говорит, «деликатного» возраста. Но ее пирожки с мясом и мясной пирог я всегда жду с нетерпением.

А какое бесподобное вино делала мама, когда мы жили в Нахичевани! Какие были вкусные наливки, компоты, варенья! Разве можно такое забыть… Мама подарила мне счастливое детство и беззаботную молодость.

Помню, как приходил к нам в гости ее коллега, замечательный пианист, композитор Серафим Емельянович Мелконов и говорил:

─ Галина Николаевна, ваш борщ ─ это симфония, а пирожки ─ музыка Шопена. Ваши блюда «музыкальные»!

Конечно, слушать такие «музыкальные» комплименты в те юношеские годы мне было забавно, но очень приятно. И ведь, как оказалось, Мелконов давал точные характеристики блюдам, которые готовила моя мама.

При такой большой загруженности мама успевала еще возить своих учеников на конкурсы по городам России, в Армению. Недавно, кстати, моя мама вспоминала с ностальгией о том, как со своим талантливым учеником, ныне солистом Ростовской филармонии Константином Стасюкевичем она ездила в Ереван в годы перестройки. Детский концерт-конкурс был посвящен нерушимой дружбе народов Закавказья. В нем принимали участие скрипачи из Армении, Грузии и Азербайджана. Были также приглашены талантливые ученики из музыкальных школ России. Костя Стасюкевич представлял Россию. И выступил он очень успешно. Потом был накрыт стол, детей и преподавателей вкусно кормили, угощали армянскими сладостями. Все признавались друг другу в любви и дружбе. Но вскоре начался армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, который длится по сей день. Были погромы армян в Сумгаите и Баку. Азербайджанцы покинули Армению, а армяне ─ Азербайджан. Как сложились судьбы талантливых армянских, азербайджанских и грузинских ребят, которые выступали тогда на концерте, посвященном дружбе народов Закавказья? И куда теперь делась эта дружба? Кто знает? Но мне хочется верить, что все хорошее еще будет.

Моя мама справедливо считает, что роль учителя в жизни любого человека важна. Именно учитель может определить судьбу человека.

Я как-то спросил у мамы: в чем, по ее мнению, заключается секрет успеха в профессии? Мама мне ответила, что помимо таланта, способностей и трудолюбия большое значение имеет личность наставника, доверие к учителю. Вообще, роль наставника в будущей профессии огромна. Если серьезно задуматься, то у каждого из нас в жизни были люди, которые сыграли большую роль в выборе профессии, а значит, во многом определили нашу судьбу.

Моя мама долго не могла для себя решить, кем ей стать и стоит ли серьезно заниматься музыкой. Она успешно окончила музыкальную школу. Перед ней стояла дилемма: поступать в музыкальное училище или в медицинский институт? Она хотела стать детским врачом, но и музыку очень любила. Тем более что ее отец, мой дедушка Нагапет Серопович Явруян, погибший в годы Великой Отечественной войны в фашистском концлагере, хотел, чтобы его дочь стала музыкантом, скрипачом. В память о нем моя бабушка Надя (Арекназан) отдала маму учиться в музыкальную школу по классу скрипки.

Судьбу моей мамы определила одна встреча. Моя бабушка отдыхала в санатории. Там она познакомилась с известным ростовским композитором, музыковедом Григорием Христофоровичем Капанаковым. Бабушка рассказала ему о своей дочери и ее сомнениях. Капанаков сказал, что хотел бы встретиться с девочкой, побеседовать с ней, послушать ее игру на скрипке.

После отдыха в санатории моя бабушка с мамой пошли в гости к Григорию Христофоровичу Капанакову. По воспоминаниям моей мамы, Капанаков был очень гостеприимным хозяином. Именно у него в доме она впервые в жизни увидела магнитофон. Для тех послевоенных лет это было чудом техники. Григорий Христофорович записал выступление моей мамы на магнитофон. Потом долго беседовал с ней. Моей бабушке он сказал:

─ У вашей дочери хорошие музыкальные способности. Ей надо поступать в музыкальное училище, а затем продолжать образование в консерватории.

И Григорий Христофорович рассказал бабушке, к какому преподавателю в училище лучше обратиться для занятий, кто в дальнейшем должен стать педагогом и наставником моей мамы.

Именно эта встреча с композитором Капанаковым и определила судьбу моей мамы, именно он смог увидеть в ней будущего музыканта и педагога.

Моя мама стала тем педагогом, который определяет судьбы ребят. Немало ее учеников увлеклись музыкой и стали профессиональными скрипачами благодаря моей маме.

Она определила и мою судьбу, так как очень хотела, чтобы я стал врачом, но никогда не терял связи с миром искусства и литературы. Так и получилось.

У Галины Нагапетовны Багдыковой 17 сентября юбилей. И я хотел бы пожелать ей крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения и оптимизма.

Георгий БАГДЫКОВ