Католическая церковь Ростова и армянский след

Недавно со своими друзьями я решил на выходных посетить католическую церковь Тайной Вечери нашего города. И вот почему. Дело в том, что я когда-то был приглашен на открытие этого храма.

19 сентября 2004 года состоялось освящение храма Тайной Вечери, на которое прибыли верующие и гости из многих стран мира. Помню, были представители Нигерии, Анголы, ЮАР, Замбии, Чили, Перу, Польши, Германии, Грузии, Украины, Армении и других стран. Надо сказать, что и сам обряд освящения тоже стал тогда международным действом.

С тех пор прошло уже немало лет. Но я больше не бывал здесь. Мне захотелось вновь увидеть эту католическую церковь, посмотреть, как она выглядит теперь.

Когда мы с друзьями пришли в парк имени Чуковского, где и располагается католическая церковь, то увидели, что территория вокруг храма ухожена. Правда, сама церковь была закрыта. Мы стали внимательно осматривать постройки вокруг храма. Нас заметил настоятель. И специально для нас открыл церковь. Мы познакомились. Настоятеля зовут отец Збигнев. Очень приятный и общительный человек. Отец Збигнев обрадовался, когда узнал, что я был на открытии церкви. Правда, сам он тогда не служил в Ростове. Он из Польши, но очень любит Ростов.

Рассказал нам отец Збигнев и о том, кто сегодня является прихожанами его церкви. Оказывается, половина прихожан − это армяне. Вторая половина состоит из поляков, иностранных студентов, африканцев. Кстати, сегодня, как нам сообщил отец Збигнев, католическая церковь прирастает за счет Африканского континента. Там сильна миссионерская деятельность католиков. И, по словам отца Збигнева, немало африканцев отказывается от своих верований и переходит в католичество. Но все же надо отметить, что при этом африканские народы сохраняют свою самобытную культуру и обычаи. Например, когда мы поднялись на второй этаж храма, чтобы посмотреть электронный орган и то место, где поет хор, то увидели африканские барабаны. Оказывается, их используют африканцы во время своих молитв. Это, конечно, очень необычно.

Интересно и то, что когда я рассказал отцу Збигневу о том, что в 2004 году при храме был создан компьютерный класс и одним из активных деятелей католической общины был молодой армянин по имени Арарат, то настоятель улыбнулся и произнес: «О! Арарат! Кто же его не знает? Его, по-моему, знают все католики России. Правда, живет он сейчас не в Ростове. Но мы все его уважаем, поддерживаем связь».

Конечно, возникает, я думаю, у многих вопрос: почему в ростовском католическом храме половина прихожан − армяне?

Дело в том, что подавляющее большинство армян являются чадами Армянской апостольской церкви. Еще одно ее официальное название − Армянская апостольская православная церковь. Она относится к Древневосточным православным церквям. Эти церкви называют еще дохалкидонскими. В Халкидоне в 451 году прошел Четвертый Вселенский собор. Решения этого собора не всеми церквями были полностью приняты. Возникли некоторые разногласия, которые, к сожалению, существуют до сих пор. Духовный центр армян находится в Святом Эчмиадзине, в Армении.

Но при этом есть и армяне-католики. Кстати, немало армян, которые являются прихожанами Русской православной церкви. Если честно, то православных армян сегодня значительно больше, чем католиков. Однако при этом у армян-католиков есть своя церковь.

Армянская католическая церковь была образована в 1742 году. В том же году папа Бенедикт XIV утвердил бывшего епископа Армянской апостольской церкви Авраама Ардзивяна (1679−1749) католическим патриархом Киликийской Армении с резиденцией в Ливане. Новый патриарх стал именовать себя Авраам Петр I, и все, кто наследовал патриарший престол, также вводили в свой церковный титул имя Петрос (Петр). Кстати, сегодня духовный центр армян-католиков также находится в Ливане, в Бейруте.

Современные армяне-католики Ростова являются в основном переселенцами из Грузии. Все эти люди приехали в Ростов в конце XX века, когда войны в Закавказье, экономическая и социальная неустроенность заставили этих беженцев искать лучшей доли в России. Но при этом армяне-католики сохранили свою веру и свои традиции. К счастью, сегодня между Армянской католической и Армянской апостольской православной церквями нет антагонизма. А раньше такой антагонизм был.

Я даже помню, как в моем детстве, когда кто-то что-то по религиозным понятиям делал не так, то старики могли с негодованием спросить: «Почему себя так ведешь? Ты − католик?» Хотя Нахичевань-на-Дону была городом интернациональным и веротерпимым. В Нахичевани жили и католики − поляки, немцы. Но повторю еще раз, к армянам-католикам нахичеванцы почему-то относились с недоверием. Их считали вероотступниками.

Интересная деталь. Мои предки, армяне-переселенцы из Крыма, в 1779 году, основав город Нор Нахичеван, сделали все возможное, чтобы с ними не переселялись армяне-католики, которые тоже жили в Крыму. Надо сказать, что армяне-католики все-таки были переселены из Крыма. Но до Дона они не дошли.

Армяне-католики переселялись из Крыма под предводительством патера Якова. Они дошли до Екатеринославля. А мои предки, армяне-григориане (их тогда называли так потому, что Армению крестил Григорий Просветитель), пришли на Дон, основав город Нор Нахичеван и пять сел. Екатерина Великая, которая организовала переселение армян, прекрасно понимала, что именно православные (пусть и «не совсем правильные») армяне должны жить с казаками и обустраивать новые земли. Уж точно не католики. В те времена вопросам веры придавали даже большее значение, чем национальности.

Что же касается армян-католиков, то им дали официальное разрешение вернуться из Екатеринославля в Крым в 1787 году. Они так и поступили. Думаю, что царское правительство таким образом решило избавить паству Новороссии от влияния Папы Римского. Но это мое личное мнение.

Кстати, потомки именно этих армян, которые вернулись в 1787 году в Крым, были высланы потом Сталиным из Крыма в 1944-м вместе с крымскими татарами и другими неугодными «вождю мирового пролетариата» народами.

На многие интересные темы мы говорили с отцом Збигневом. Он замечательный собеседник. Кстати, церковь Тайной Вечери относится к католической Саратовской епархии Святого Климента.

Что можно сказать еще? История всегда интересна и поучительна. И на примере этой католической церкви Ростова-на-Дону можно говорить о веротерпимости нашего народа. А посетив это место, начинаешь понимать, как разнообразна и уникальна культура народов нашей Родины, как важно жить в мире и согласии с соседями.

Георгий БАГДЫКОВ