«История все-таки должна учить»

Интервью журналиста радио «Комсомольская правда» Владимира Добрицкого с краеведом и врачом Георгием Багдыковым.

− Как в жизни врача появилось краеведение?

− Краеведение в моей жизни появилось еще до того, как я стал врачом. Дело в том, что мой папа, заслуженный врач России Минас Георгиевич Багдыков, был не только известным в городе хирургом, но и краеведом. Он очень любил родной край, изучал историю родного города, Нахичевани, в которой родился и вырос, в которой прожил всю свою жизнь. Для него это было все очень дорого. Он ценил каждый дореволюционный дом, знал его историю, помнил людей, которые некогда жили в этих домах, знал биографии известных нахичеванцев и ростовцев. Папа познакомил меня со многими писателями, журналистами, историками и краеведами.

Именно эту любовь к родному краю он и передал мне. Я ему обязан многим. И тем, что стал врачом, и тем, что полюбил историю, историю родного города в том числе. Кстати, мой папа был одним из первых в нашем городе, кто стал возрождать интерес людей к своей истории. Еще в 1991 году он издал книгу «Нахичеванские портреты», затем в 1995-м вышла в свет его книга «Лики прошлого». Папа писал о людях, прославивших своим трудом наш город. Знаете, именно благодаря папе я понял, что историю можно изучать сквозь призму биографий людей, знакомясь с их творчеством, судьбой.

Я занимаюсь краеведением очень давно. Мои первые публикации в областной комсомольской газете вышли в свет в далеком 1986 году. Правда, на краеведческие темы я стал писать в газете «Вечерний Ростов» почти тридцать лет назад. То есть публицистикой занимаюсь 35 лет. А работаю врачом двадцать семь. Так что краеведение − это часть моей жизни, можно сказать, моя судьба. Для меня важно то, что мой труд признан авторитетными историками, краеведами. Я горжусь автографом, который мне оставил на своей книжке известный донской писатель, краевед, автор «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» Владимир Сергеевич Сидоров. Свою книгу он подписал мне так: «Багдыкову-сыну с доброй завистью к его краеведческим и литературным успехам. С пожеланиями «продолжение следует». В. Сидоров. 12.07.2002». Для меня это пожелание Сидорова, написанное почти 20 лет назад, очень дорого. И когда у меня бывает плохое настроение и как-то становится тяжело на душе, я читаю это пожелание Владимира Сергеевича и понимаю, что стоит жить дальше и делать что-то доброе.

− Долго ли еще Нахичевань будет предметом исследования краеведов?

− Я думаю, что Нахичевань должна быть предметом исследования краеведов очень долго. Пока существует Ростов, должна существовать и Нахичевань, если ее не уничтожат окончательно. Я имею в виду тот безжалостный снос дореволюционных домов, который происходит у нас в городе. Мы не ценим свою историю. А она ведь уникальна. Я не знаю, почему власть предержащие люди не думают о том, в каком городе будут жить их дети. Неужели мы и дальше будем ездить в Европу, восхищаться историей и архитектурой чужих стран, при этом, не ценя свою историю, в угоду денежным интересам строительных компаний, разрушая архитектурную самобытность своего родного города? Я не понимаю этого. Честно. Историю Нахичевани необходимо изучать. И вот еще почему. Наш уважаемый и авторитетный краевед Владимир Сидоров называл Ростов−Нахичевань феноменом мировой культуры. Он писал следующее: «У двух городов − Ростова и Нахичевани − общая, неразрывно слитая судьба. И, если говорить по правде, хотя это и два города, но это и один город − Ростов−Нахичевань. И я не знаю нигде больше в мире аналогов ему». Я полностью согласен с Сидоровым.

Так что историю и культуру Нахичевани необходимо изучать и популяризировать. Так как это пример дружбы, культурной и экономической интеграции двух братских народов. Лишь бы только хоть что-то осталось от старой Нахичевани.

Знаете, что меня удивляет? Ведь старый Ростов и Нахичевань могли бы стать туристической фишкой, как говорят, нашего города. Этого, к сожалению, пока не произошло. Почему из Нахичевани не сделать такой туристический центр, как в Италии Сан-Марино?! Игрушечное ведь государство. Одно название. Но зато сколько туристов со всего мира приезжает туда. Наши власти мыслят сиюминутно, я так считаю. Построили многоэтажный дом в историческом центре. Заработали деньги, всем хорошо. А то, о чем говорю я, − это вложения в будущее. Они окупятся несомненно. Прославят Ростов. Но надо ждать, иметь терпение. Желание. А вот этого и нет. Надо просто любить свой город. И тогда он будет процветать. Я уверен в этом. Знаете, в чем еще наша беда? Наш город Ростов, да и Нахичевань тоже, был купеческим. По ментальности своей мы остались торгашами, прошу прощения, если кого-то обидел. Быть купцом − это неплохо, это даже очень хорошо. Вот только жаль, что у нынешних бизнесменов нет такого воспитания, которое было у дореволюционных купцов. Заставить любить свой родной край невозможно. Эта любовь должна войти в человека с молоком матери. Только так.

− Как прошлое, на ваш взгляд, связано с настоящим: примеры?

− Прошлое с настоящим связано очень тесно. В прошлом мы можем находить достойные примеры для подражания. Возьмем хотя бы наш Праздник древонасаждения. Он же из прошлого. А кто стоял у его истоков? Григорий Христофорович Бахчисарайцев − нахичеванский предприниматель, председатель общества садоводов, редактор ростовского журнала «Садовод».

К его инициативе присоединились влиятельные личности в Ростове того времени: И.Н. Зворыкин, городской голова Е.Н. Хмельницкий, владельцы торговых домов Кистов и Рамм, известный композитор и музыкант М.Ф. Гнесин.

Как известно, один в поле не воин. Без единомышленников любая затея мертва. Могу сказать это, основываясь на собственном опыте.

Михаил Фабианович Гнесин (в его честь, кстати, названа музыкальная школа в Нахичевани) вспоминал: «…для меня, с моей любовью к родному городу, насаждение леса в окрестностях Ростова, которое украсило бы город и предохранило бы его от налетающей летом пыли, должно было стать начинанием завлекательным».

То есть ростовцы и нахичеванцы в начале двадцатого века понимали, как важно и необходимо озеленять город. Вот вам прямая связь, на мой взгляд, прошлого и настоящего. История все-таки должна учить. Уверен в этом.

− Можно ли считать краеведение частью патриотического воспитания? И почему?

− Я уверен, что так считать необходимо. Объясню почему. Помните песню «С чего начинается Родина»?

Там есть такие строки:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…

Эту песню я помню с детства. Для меня моя Родина с большой буквы началась с Нахичевани, с 23-й линии, на которой я вырос, с моих друзей. Для меня ощущения Родины − это ощущения моего детства, мои родители, родственники, близкие моему сердцу люди. Эта та культура, в которой я вырос. А эта культура интернациональная. Понимаете, я считаю, что не надо высокопарных слов о любви к Родине, нужны дела, важны чувства.

Знаю, что некоторые меня считают странным. Мне это открыто говорили, и не раз. Мол, зачем тебе это? Никто и никогда это не оценит, денег не приносит твоя деятельность, более того, ты еще тратишь деньги на свои проекты. Зачем все это? Во имя чего?

Я или не отвечаю на подобные вопросы, или говорю, что невозможно объяснить, почему ты любишь. Да и не надо слов. Нужны чувства и дела. Я так считаю. И, кстати, дети это чувствуют. Когда ты им рассказываешь об истории родного края с любовью, даже когда говоришь суровую и неприятную правду, они верят тебе. И ты видишь, как начинают гореть у них глаза, как сердца наполняются любовью к своему городу, а значит и к Родине. А вот ради этого и стоит жить.

А еще я рад, что у меня есть единомышленники. В январе 2020 года совместно с ростовским краеведом Оксаной Мордовиной организовал в Фейсбуке группу под названием «Ростово-Нахичеванское общество любителей истории, литературы и искусств». Теперь в этой группе уже около двух тысяч человек. Я многих лично не знаю. Но люди помогают нам проводить разные мероприятия.

Мы установили информационный стенд в парке отдыха имени Н. Островского, который рассказывает об истории этого места. Такой же стенд в парке имени Вити Черевичкина. На Армянском кладбище установили кенотаф (памятный камень) в честь прославленного нахичеванского головы Минаса Ильича Балабанова, установили памятную доску в гимназии № 14 в честь основателя этого учебного заведения купца Гогоева, издаем книги, газеты, читаем историко-музыкальные лекции в галерее «Ростов». А недавно провели целую «операцию по спасению мемориальной доски». Я так в шутку назвал наши действия. Эта доска висела на доме известного архитектора М.В. Григоряна в Нахичевани по адресу: 20-я линия, 11/22. Но дом уже давно оказался разрушен. Его судьба дальнейшая неизвестна. На наших глазах стала разрушаться и мемориальная доска. Мы подумали с Оксаной Мордовиной и решили, что если красивый дореволюционный дом никому не нужен, то судьба мемориальной доски также никому не будет интересна.

Поскольку десять лет через средства массовой информации я безрезультатно обращался к властям с просьбой спасти дом Григоряна, то спасать доску мы решили с Оксаной сами. И вот почему. Мемориальная доска, висевшая на доме, дала трещину и стала буквально на наших глазах разваливаться. Тогда мы решили, что должны спасти хотя бы эту доску, чтобы сохранить память о доме и о заслуженном архитекторе.

Мы с помощью наших близких и друзей сняли эту доску, за свои личные средства починили ее. А недавно в торжественной обстановке в присутствии корреспондента «Вечернего Ростова» Александра Оленева передали доску на хранение во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Эту доску со словами благодарности принял председатель общества Александр Олегович Кожин.

Любая любовь, как и любовь к своему городу, без дел мертва. А когда дети видят конкретные и реальные дела, то они также вольно или невольно начинают вовлекаться в ту или иную просветительскую деятельность.

Так что для меня любовь к Родине начинается «с картинки в твоем букваре» и подкрепляется делами.