Чат «Моя Нахичевань», или почему не получилось общения

Чат «Моя Нахичевань» был создан два месяца назад, 13 апреля 2021 года, для того, чтобы популяризировать историю родного города Ростова, Нахичевани, а также для общения на эту тему. Ранее подобную группу вместе с краеведом Оксаной Мордовиной я создал в Фейсбуке. Группу мы назвали «Ростово-Нахичеванское общество любителей истории, литературы и искусств». Наша цель – это, как я уже писал, популяризировать историю родного города и донского края. В этой группе немало участников. Мы многое сообща сделали. Установили информационные стенды в парках отдыха имени Н. Островского и Вити Черевичкина, рассказывающие об истории этих мест. Благодаря нашим усилиям на Армянском кладбище появился кенотаф – памятный камень в честь легендарного нахичеванского головы Минаса Балабанова.

Но в нашей группе в Фейсбуке мы сразу ввели свою цензуру. У нас главный принцип — никакой политики, никаких сплетен, никакой ругани. Наше виртуальное общество, как я уже писал, популяризируют историю, литературу, искусство. И хотя общество виртуальное, но дела у нас вполне реальные. В Вотсапе Оксана Мордовина также создала чат «Ростовские дворики». В этом чате собраны также все те, кто любит культуру и историю города, кто старается сделать Ростов лучше и краше.

В этих группах есть одна особенность. В них ничего не публикуется без одобрения админов. Я решил, что было бы неплохо создать также чат в Вотсапе «Моя Нахичевань», в котором я смогу собрать любителей истории и культуры Нахичевани и старого Ростова. Но я полагал, что особенностью этого чата станет общение историков, журналистов, краеведов. Как говорится, ничего нет лучше живого общения. Помните, как говорил Антуан де Сент- Экзюпери? Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком. Или выражаясь словами великого писателя, «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

Но вот этого общения в чате «Моя Нахичевань» не получилось. К сожалению. Я решил не превращать чат в базар. Поэтому теперь все публикации идут через админов. Будет все точно так же, как делали раньше с Оксаной.

Кстати, меня предупреждали, что не стоит мне затеваться с такой формой общения в Вотсапе, что этим я только оттолкну от чата хороших, но ранимых людей. Я должен признать, что это оказалось правдой.

Возможно, что в чате «Моя Нахичевань» собрались очень разные люди. Возможно. Мне хотелось, чтобы люди обменивались информацией, мнениями (но не оскорблениями!), новостями культуры, музыкальными клипами, интересными видео. Но не вышло. Очень жаль. К сожалению, получилось так, как меня и предупреждали. Чат превратился в базар.

Когда-то я стал свидетелем ссоры в Музее русско-армянской дружбы, в реальность которой никогда бы не поверил, если бы не был участником этого мероприятия. Думаю, что никто бы не поверил. Ведь музей — это особое и любимое многими место, в котором любит собираться ростовская интеллигенция. Но один раз эта самая интеллигенция заспорила так, что яркие представители ее чуть не передрались друг с другом. И тогда руководителю музея ничего не оставалось делать, как прекратить встречу. И отправить домой уважаемых разгоряченных профессоров и ученых. Более того, тот случай стал для многих уроком. И другие творческие вечера проходили в несколько ином формате. В таком формате, который не подразумевал неадекватной реакции людей. Мы забываем часто, что профессора, писатели, журналисты, историки, ученые могут быть людьми с непростыми и взрывными характерами. Мы забываем о том, что люди могут придерживаться разных взглядов, в том числе и политических. Мы забываем о том, что ученая степень — это не всегда признак культуры, воспитанности и доброты.

А еще мы разучились общаться. Мы забыли, что общение — это самая большая ценность. Мы часто не слышим собеседника, а грубость стала нормой. Но не мне учить людей хорошим манерам. Тем более, что у каждого об этих хороших манерах свои представления.

И поэтому я должен признать свою ошибку. Но закрывать чат «Моя Нахичевань» я не хочу. Потому как я люблю свою Нахичевань. И пусть этот чат существует. Только уже в другом формате.

Георгий БАГДЫКОВ