Ассирийцы Дона

К счастью, наш город Ростов — многонациональный, веротерпимый, многоконфессиональный. Уже долгие годы у нас на Дону живут ассирийцы. Ассирийцы – очень древний народ. Когда-то существовала мощная Ассирийская империя. Но Ассирийская империя исчезла ещё задолго до Рождества Христова. К сожалению, сегодня вы не найдете на карте мира такого государства. И все же ассирийский народ существует. Более того, живут ассирийцы во многих странах мира. В том, числе и в России. Большая ассирийская община проживает, как я уже писал, у нас на Дону.

Недавно ассирийцы Дона отметили печальную дату в истории своего народа — День геноцида ассирийского народа в Османской империи. Эта скорбная дата отмечается 7 августа.

Я столкнулся с тем, что многие мои знакомые знают о геноциде армян 1915 года в Османской империи. Об этом страшном геноциде людям не дают забыть многочисленные армянские общины в мире. Но я хочу напомнить, что массовому истреблению в Османской империи подвергались не только армяне, но и всё христианское население. А это, прежде всего, армяне, ассирийцы и греки. Именно эти народы были так ненавистны правительству младотурков. Почему? Да потому что именно эти народы являлись автохтонным населением (то есть коренным) Малой Азии до прихода туда турок. Более того, эти народы хотели независимости, хотели равных прав. Но главное – эти народы для младотурков были иноверцами, представляющими опасность для империи. Вот они и решили от них избавиться. Правительство младотурков надеялось, что истребив христианское население страны, они спасут империю от распада.

У ассирийской общины Дона есть свой духовный лидер и наставник — это настоятель Старо-Покровского храма Ростова Даниил Азизов. Именно он ежегодно совершает богослужения об упокоении душ невинных жертв геноцида. Я знаю, что отец Даниил молится за всех невинно убиенных. Кстати, богослужения в храме нередко идут на разных языках, в том числе, на арамейском, грузинском, армянском. Я знаю, что в храме у отца Даниила люди на всех языках славят Бога.

На подобных богослужениях частыми гостями бывают представители Нахичеванской-на-Дону армянской диаспоры, представители греческой общины Дона.

Отец Даниил говорит: «Нам очень важно помнить, что пока мы молимся о близких, пока несем в течение жизни имя Христово, мы сохраним свою национальную самобытность и культуру».

И я не сомневаюсь, что так оно и будет. Ассирийский народ непременно сохранит свою культуру и национальную самобытность.

А еще ежегодно 14 июля в Старо-Покровском храме города Ростова-на-Дону проходит литургия в память святого мученика МарЗайа, почитаемого ассирийской диаспорой. В докоронавирусные времена все праздничные мероприятия ассирийской общины Дона сопровождались выступлениями национального ансамбля и дегустацией национальных блюд.

На Дону всегда с большим уважением и любовью относились и относятся к ассирийскому народу. Недавно известный донской писатель и поэт Сергей Сергеевич Даштамиров написал замечательную повесть «Цепь Семирамиды», рассказывающую о непростой судьбе ассирийского народа. Автор пишет о дружбе народов, о судьбах простых людей, в которых отражается дух времени и целая эпоха.

Как я уже писал, ассирийский народ очень древний. По ассирийскому календарю, сегодня у нас 6 770 год. То есть этот народ существует на нашей грешной земле 7 тысяч лет!

Я знаю, что у ассирийцев одним из любимых праздников является Новый год. Только они его отмечают 1 апреля. Каждый раз, празднуя наступление Нового года, ассирийцы верят, что подобно тому, как в апреле возрождается природа, так возродится и их древняя родина – Ассирия.

Кстати, у нас на Дону существует Ассирийская автономия, при этой автономии действует воскресная школа, в которой все желающие могут обучаться ассирийскому языку.

Приведу еще один интересный факт. Ассирийцы, как и армяне, одними из первых приняли христианство. Считается, что от апостолов Фадея и Фомы пришла христианская вера ассирийцам.

А вы знаете, на каком языке сегодня говорят ассирийцы? На арамейском. А на этом языке говорил сам Христос!

Сегодня кроме ассирийцев на арамейском языке никто не говорит. Только в Сирии в деревне Маалюля продолжают говорить на этом древнем языке.

Кстати, до гражданской войны в Сирии жило немало ассирийцев. Да и в Ираке до войны ассирийцы жили хорошо и мирно. Теперь же остро стоит вопрос о физическом выживании этого народа, да и всех христиан, с Ближнего Востока.

Но я не сомневаюсь, что, несмотря на все невзгоды и трудности, христианство сохранится на Ближнем Востоке. Верю, что будет жить и ассирийский народ со своей уникальной культурой до тех пор, пока существует наш грешный мир.

Георгий БАГДЫКОВ