Газета «Донская пчела» О Ростово-Нахичеванской конной железной дороге

14 апреля 1879 года газета «Донская пчела» сообщила, что благодаря инициативе Нахичеванского городского головы Ростов и Нахичевань свяжет конная железная дорога. Как писала «Донская пчела», Ростовская Дума с пониманием отнеслась к инициативе нахичеванского головы. Далее корреспондент газеты сообщает, что «проектируемая дорога пройдет, как мы уже упомянули в одном из предыдущих номеров газеты, от Соборной площади в Нахичевани по всему протяжению Большой Садовой улицы в Ростове вплоть до вокзалов местных железных дорог на Темернике…». Читателей уверяли, что проезд на конной железной дороге между Ростовом и Нахичеванью будет стоить недорого. По данным «Донской пчелы», планировалось также строительство конной железной дороги и на других улицах Ростова, в частности на Таганрогской.

С Ростово-Нахичеванской конной железной дорогой связано много забавных ситуаций. Немало заметок на эту тему было опубликовано в газете «Донская пчела». Так, в 1890 году газета опубликовала небольшой рассказ под названием «Нахичеванец». Автор − некий М. Д. Это рассказ о забавной ситуации, которая произошла «в вагоне Ростовских конно-железных дорог». Конка шла по Большой Садовой улице. На одной из остановок в вагон вошел нахичеванец, с виду «торговый человек», с «полдюжиной детей». Кондуктор попросил нахичеванца заплатить за себя и за детей. Нахичеванец заплатил за себя, а за детей платить отказался.

− Все дети, согласно объявлению правления железных дорог, провозятся бесплатно, − заявил нахичеванский торговец.

− Совершенно верно, но этой льготой пользуются дети до пяти лет, а ваши дети старше, − пояснил кондуктор.

Тогда нахичеванский торговец предложил кондуктору вместе почитать правила, которые издало правление Ростовских железных дорог. Они стали вместе вслух читать эти правила. Один из пунктов гласил, что дети до пяти лет провозятся бесплатно.

Нахичеванец громко заявил кондуктору:

− Детей провозить можно бесплатно до пяти лет, а я их везу на конке только первый раз.

Автор рассказа пишет, что этот остроумный ответ находчивого нахичеванца так понравился сидевшей в вагоне публике, что «по настоянию ея, контролер отказался взять провозную плату с его детей».

Вот еще один смешной рассказ, который был опубликован в «Донской пчеле» и назывался «На конке» (Сценка с натуры)».

«Очень интересная сцена произошла на днях в вагоне конно-железных дорог, следовавшем из Ростова в Нахичевань. К пассажиру, высокому брюнету с бритым лицом, робко подходит кондуктор и просит не курить».

Кондуктор объясняет брюнету, что Ростовская Дума постановила не курить в вагонах конки. Брюнет неохотно подчиняется требованию кондуктора. Но когда конка въезжает в Нахичевань, вновь закуривает. Кондуктор возмущается:

− Позвольте, господин, курить нельзя.

На что брюнет отвечает кондуктору, что это Ростовская Дума приняла постановление о запрете курения в вагоне, а Нахичеванская Дума такого постановления не принимала. А поскольку конка въехала в Нахичевань, то он будет курить. Продолжая преспокойно курить, нахичеванец говорит кондуктору:

«Ростов сам по себе, Нахичевань сама по себе. Наш город своего голову имеет, ему чужого не надо…»

Кондуктор ничего не смог сказать в ответ нахичеванцу. Вот такой интересный и забавный рассказ был опубликован в «Донской пчеле». Автор, кстати, неизвестен.

Немало статей, очерков, заметок и рассказов о Ростово-Нахичеванской конной железной дороге было опубликовано в конце ХIХ века в газете «Донская пчела». Так что, как видим, у нашего ростовского трамвая была славная и увлекательная история.

Кстати, электрический трамвай впервые повез пассажиров 20 декабря 1901 года. Как пишет Г.Л. Беленький в своей книге «Ростов-на-Дону. Город у Тихого Дона», 30 августа 1887 года Ростов стал десятым городом Российской империи, который имел свою конно-железную дорогу. Конка принадлежала Бельгийскому акционерному обществу Ростовских-на-Дону конно-железных дорог. Первая линия конки прошла по Большой Садовой улице от моста через Темерник до Богатяновского переулка. Затем первая линия была изменена. Она шла от вокзала до Ростово-Нахичеванской межи (нынешняя Театральная площадь).

Жители Нахичевани стремились не отставать от ростовчан и тоже заключили договор с Бельгийским акционерным обществом. 9 мая 1890 года была открыта первая и единственная в России междугородная линия конно-железной дороги. Она соединила Ростовский железнодорожный вокзал с центром Нахичевани. Как уже упоминалось, первый трамвай появился на Большой Садовой 20 декабря 1901 года. А в конце декабря все линии ростовской конки стали трамвайными (кроме нахичеванской). Но спустя год, 22 декабря 1902 года, линия нахичеванской конки стала трамвайной. Кстати, это была тоже первая в России междугородная трамвайная линия. Все трамвайные линии для Ростова и Нахичевани построило Бельгийское акционерное общество.

Мне очень хочется верить в то, что славная история ростовского трамвая будет продолжаться.

Георгий БАГДЫКОВ