Как репрессировали армянских священников в Нахичевани

Как пишет Н.Я. Петухова в работе «Из истории Армянской Апостольской церкви на Дону (30-60-е годы XX века)», пик закрытия церквей в Нахичевани пришелся на 30-е годы минувшего столетия. Например, армянскую церковь Святого Георгия снесли под предлогом, что на Театральной площади надо было строить театр. Хотя эта церковь никак территориально не мешала строительству театра. Она располагалась на другом конце Театральной площади, рядом со зданием Управления Северо-Кавказской железной дороги. До 1937 года в Нахичевани действующими оставались лишь Кафедральный собор СурбЛусаворич (Святого Григория Просветителя) и церковь СурбКарапет (на Армянском кладбище). Но в 1938 году эти церкви закрыли, а священников обвинили в контрреволюционной деятельности и в связях с дашнаками.

Дашнакцутюн – эта старейшая армянская социалистическая партия. Она существует и сегодня. Эта партия имеет своих представителей в парламенте Республики Армения и входит в Социнтерн. Главной задачей этой партии было создание независимой Армении. Дашнаки были у власти в Армении с 1918 по 1920 годы. После прихода Советской власти в Армении отношение к дашнакам стало крайне негативным.

Так вот: армянских священников Нахичевани обвинили в связях с дашнаками. Как пишет Н.Я. Петухова в работе «Из истории Армянской Апостольской церкви на Дону (30-60-е годы XX века)», в 1938 году первым из священнослужителей был арестован протоиерей Мкртыч Эммануилович Тер-Акопьян (Тер-Акопян). Н.Я. Петухова работала в архиве Федеральной службы безопасности Ростовской области. Согласно данным этого архива, Тер-Акопьяна обвинили не только в связях с дашнаками, но и в подрывной деятельности против Советской власти. Эту связь священник якобы осуществлял через Католикоса всех армян Хорена и епископа Овсепьяна. По версии НКВД, Тер-Акопьян с 1934 года проводил вербовку в члены партии дашнаков среди жителей Нахичевани. Вместе с Тер-Акопьяном арестовали и армянских священников Кристостурьяна (Кристостуряна) Никохайоса Ованесовича, Бугояна Хачатура Акоповича, Акопьяна Григора Бедросовича, Мошьяна Карапета Егияевича, Гекимянца Карапета Ованесовича, Хумашьяна Минаса Хачатуровича, Танканаяна Христофора. Всех их расстреляли! Были арестованы также все священники из армянских сел у нас на Дону. И их постигла та же участь!

В застенках НКВД побывали, но чудом выжили, священники армянского Кафедрального собора Нахичевани Чорчопьян (Чорчопьянц) Мкртыч Мкртычевич и Дарбинян Геворк Александрович. Их тоже обвиняли всвязях с дашнаками. Более того, в архиве ФСБ по Ростовской области хранятся обвинения, предъявленные священнику Чорчопьяну (эти обвинения приведены в работе Н.Я. Петуховой). Священнику вменяли подготовку теракта.

«Чорчопьян на период военного нападения капиталистических стран на СССР поручил совершить террористический акт путем отравления населения поселка Лихая через подмешивание мышьяка в тесто, предназначенное для выпечки хлеба» владельцу хлебопекарни некоему Аракеляну. Священника Дарбиняна также обвиняли в связях с дашнаками и в подрывной деятельности против Советской власти.

Невероятно, но этим священникам чудом удалось избежать смерти. В 1940 году их освободили в связи с прекращением дела за недоказанностью вины. В этот период возобновила работу армянская церковь Святого Карапета на Армянском кладбище. Там Чорчопьян и Дарбинян и стали служить.

В 2001 году вышла в свет книга В.Г. Вартаняна и С.С. Казарова «История Армянской Апостольской Церкви на Дону». В процессе работы над этой книгой авторы в Государственном архиве Ростовской области нашли рукопись священника Чорчопьяна (Чорчопьянца) Мкртыча Мкртычевича, священника и настоятеля Кафедрального собора Нахичевани имени Святого Григория Просветителя. Эта рукопись действительно уникальна. Достоверно известно, что к священникам для получения от них необходимых признаний следователями НКВД применялись меры физического воздействия. После освобождения из тюрьмы Чорчопьян был назначен заместителем начальника Нахичеванско-Бессарабской Армянской Епархии. С 1942 года он одновременно являлся настоятелем Армянского кафедрального собора им. Святого Григория Просветителя. Именно М.М. Чорчопьян возглавил активное сопротивление местных армян против кощунственного решения советских властей о сносе выдающегося памятника архитектуры – Кафедрального собора Нахичевани-на-Дону имени Святого Григория Просветителя.

В Государственном архиве Ростовской области сохранилось письмо М.М. Чорчопьяна, написанное Председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву. В связи с закрытием Собора имени Святого Григория Просветителя священник оказался на улице вместе со своей семьей. Он просил Хрущева помочь ему с трудоустройством и разрешить служить в церкви Святого Карапета на Армянском кладбище.

За религиозную деятельность отца пострадала дочь Чорчопьяна. Она была преподавателем иностранного языка. В течение длительного периода времени ей запрещали работать по профессии. Лишь спустя несколько лет после закрытия собора ее допустили к работе, но далеко за пределами города Ростова-на-Дону. Умер Мкртыч Мкртычевич Чорчопьян (Чорчопьянц) в 1970 году. Он тяжело переживал уничтожение кафедрального собора Нахичевани Святого Григория Просветителя, а также гонения на верующих.

Мне думается, что печальная судьба этих армянских священников поучительна. Нам нельзя забывать о том, как трагично складывались судьбы священнослужителей и их семей в советские и особенно в сталинские и хрущевские годы. В последнее время мы слишком в радужных тонах стали описывать историю Советского Союза. В советские годы было много хорошего. Было бесплатное образование, бесплатное здравоохранение. Люди были уверены в завтрашнем дне. Была стабильность. Я сам был комсомольцем, комсоргом. И не собираюсь отказываться от своего прошлого. Считаю, что в коммунистических идеях есть много хорошего и общего с христианскими идеями. Но не могу согласиться с тем воинствующим атеизмом, который царил в нашей стране. Особенно в 30-е годы и в годы правления Хрущева. Слишком много невинных людей незаслуженно пострадали тогда. И об этом мы обязаны помнить. Чтобы подобное никогда не повторилось.

Георгий БАГДЫКОВ