Замечательный скульптор Андриас Тер-Марукян

Пожалуй, в Ростове нет такого человека, который не знал бы о памятниках М. Налбандяну и Р. Патканяну возле армянского монастыря Сурб Хач. Автор этих памятников-бюстов − известный армянский скульптор Андриас (Андреас, Андрес) Тер-Марукян (Тер-Марукьян). Сведения об этом человеке, к сожалению, весьма скудные. Мы лишь знаем, что он был скульптором-реалистом, учился в Москве и Париже, был любимым учеником Огюста Родена. Подавал большие надежды. Особенно известна его бронзовая скульптура Хачатура Абовяна, которая раньше стояла в Ереване напротив кинотеатра «Москва», а затем была перенесена и установлена в Канакере у дома-музея Абовяна.

К сожалению, Тер-Марукяна в Ереване не понимали. Вот что писал о скульпторе в своих воспоминаниях «Из моей жизни» выдающийся художник, который был родом из Нахичевани-на-Дону, Мартирос Сарьян: «В первый мой приезд в Ереван я стал свидетелем одной прискорбной истории. В Ереване я встретил приехавшего из Парижа скульптора Андреаса Тер-Марукяна. Он вернулся на родину в надежде осесть там и отдать свое искусство делу развития родного народа. Но обыватели оказались неспособными оценить настоящее искусство и его мастера. Европейский облик и изысканные манеры Тер-Марукяна, гордая осанка художника вызывали раздражение у невежественных людей, погрязших в провинциальном болоте. Ереван того времени, хотя и был губернским центром, в сущности оставался незначительным городишком. «Цвет» его публики избрал городской бульвар местом постоянного сборища для обмена сплетнями и праздной болтовни. С появлением в городе Тер-Марукяна вокруг него стали плестись грязные интриги. Основными посетителями бульвара были мелкие дельцы, купцы, чиновники, весьма сомнительные «интеллигенты», кое-кто из «хозяев» города. Вначале они стали лицемерно заверять Тер-Марукяна, что крайне рады своему земляку, вернувшемуся на родину образованным и культурным человеком. Не было конца расспросам о Европе, а простодушный скульптор с большим воодушевлением рассказывал обо всем, нисколько не подозревая, что за спиной он подвергся теми же людьми насмешкам и осмеянию».

Но в Нахичевани-на-Дону творчество Тер-Марукяна высоко ценили. Все-таки это был европейский город, хотя и с национальным армянским колоритом. Основополагающими принципами искусства Тер-Марукяна были лучшие традиции европейской скульптуры. И это не удивительно, поскольку скульптор не один год работал в Париже.

Как пишет В.В. Рязанов в книге «От первого приюта до наших дней», в фондах Ростовского областного музея краеведения есть бронзовая медаль в виде волнистого овала с рельефным профилем Рафаэла Патканяна работы Тер-Марукяна. Темпераментная, даже можно сказать, нервная лепка лица поэта выделяет наиболее характерные черты его внешности. На оборотной стороне медали надпись на армянском языке: «В ознаменование открытия памятника (бюста) Гамар-Катипа (литературный псевдоним Р. Патканяна) в г. Нахичевани-на-Дону 23 сентября 1901 г.».

К сожалению, не сохранилось точной даты рождения скульптора. По одним источникам, он родился в 1871 году, по другим − в 1875-м. Датой смерти Тер-Марукяна считается 1919 год. Умер он во Франции, в Париже.

Скульптор Андриас Тер-Марукян навечно вошел в историю Ростова, оставив после себя замечательные памятники Рафаэлу Патканяну и Микаэлу Налбандяну возле армянского монастыря Сурб Хач.

Георгий БАГДЫКОВ