Борьба магистрата за нравственность горожан

По Указу императрицы Екатерины Великой судебно-административные функции Нахичеванского магистрата распространялись не только на город Нор Нахичеван, но и на все армянские поселения. В селах были старшины, которые подчинялись магистрату Нахичевани. Именно эти люди были представителями официальной власти в армянских селах. Существовал Совет старейшин. Он состоял из выборного председателя (адамана) и двух−четырех старейшин. Все решения Совета старейшин утверждались Нахичеванским магистратом.

Надо сказать, что Нахичевань и пять армянских сел представляли собой единое административное образование, которое называли «армянским округом». Донские армяне высоко ценили и очень дорожили тем, что Екатерина Великая дала им возможность иметь собственный магистрат и собственную полицию. Поэтому магистрат Нахичевани старался сделать все возможное, чтобы в городе и в армянских селах царили мир, согласие и порядок. Отцам города также хотелось, чтобы донские армяне перед ростовцами и другими русскими людьми выглядели достойно, чтобы они показывали себя гражданами с высокими нравственными принципами.

В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону» пишет, что армянским поселенцам хотелось выглядеть как можно лучше перед лицом русских соседей. В журнальном постановлении за 1805 год на имя исполняющего обязанности полицейского говорится: «…ты должен заботиться о благочинии в нашем городе, дабы добронравием своим мы могли служить примером для наших детей, чтобы они росли также в добронравии».

И дальше начинаются горькие строки о воздействии пороков на армянскую молодежь: «Магистрату известно, что молодежь наша становится беспутной; они посещают кабаки, водятся с женщинами, устраивают попойки – конечно, с целью прелюбодеяния; что другого может быть? Ежели ты не преминешь усмирять таких бесстыдных, наглых молодых людей тюремным заключением или поркою, дабы неповадно было впредь заниматься таким озорством, то это будет твоим благодеянием нашему обществу».

Подробное описание журнального постановления магистрата Нахичевани на имя исполняющего обязанности полицмейстера за 1905 год приводится в работе А.М. Богданяна «Из прошлого». В этом постановлении, в частности, написано: «В твою обязанность входит тушить повсеместно всевозможные пожары; говорим: «всевозможные» пожары, ибо не только от огня происходит пожар… Бывает, что на базаре двое поругаются, начинают перебранку, сквернословят, затем ссора происходит, затем ссора переходит в драку, разбивают друг другу голову; все это называется огнем, пожаром, который ты обязан тушить; ты должен заботиться о благочинии в нашем городе, дабы добронравием своим сиять в русской земле, как зеркало: старики пусть служат примером для наших детей, чтобы они росли также в добронравии».

В одном из постановлений магистрата Нахичевани говорилось об уличенном в прелюбодеянии пономаре Акопе. Надо особо отметить, что в те годы Нахичевань была очень патриархальным городом. Тогда донские армяне высоко ценили семейные ценности. Возможно, поэтому магистрат Нахичевани решил наказать Акопа публично. В отношении этого пономаря магистрат постановил: «Бороду его на правой стороне сбрить и в таком позорном виде водить по базару, чтобы все знали, что всякому прелюбодею предстоит такая участь». Но, к счастью, такие показательные «мероприятия» продолжались недолго. Вскоре Нахичевань превратилась во вполне европейский город, но только с характерным национальным колоритом. В Нахичевани стали появляться светские салоны, которые ничем не отличались от столичных. Дамы перестали ходить в восточных нарядах. Они начали одеваться по последнему слову европейской моды. Нахичеванские мужчины с удовольствием посещали ростовские кафешантаны. Кстати, во многих подобных заведениях хозяевами были именно армяне. Но это уже другая история…

А в 1805 году магистрат Нахичевани, словно предчувствуя предстоящие перемены в армянском обществе, писал: «Но общество наше непослушное, законопреступное и не боится Бога, не внемлет назиданиям; магистрат наш отечески предписывает и наставляет: «не делайте, соблюдайте законы», но не слушаются».

Во все времена молодежь не слушает старших. Но все же отметим, что именно для донских армян было всегда характерно особо уважительное отношение к родителям. И, к счастью, эта традиция существует и в наши дни.

Георгий БАГДЫКОВ