Русские православные храмы Нахичевани

Как известно, Нахичевань была основана армянами-переселенцами из Крыма в 1779 году. Но этот город не был мононациональным. Нахичевань существовала более ста лет рядом с Ростовом. Поэтому в Нахичевани жили русские, украинцы, казаки, евреи, татары и представители других национальностей нашей необъятной Родины. Разумеется, русские люди захотели в армянском городе построить свои православные храмы. В Нахичевани было возведено три русских православных храма – Софийская церковь, церковь во имя Святого Александра Невского и церковь во имя Святой царицы Александры. Кстати, из трех русских православных церквей до наших дней сохранилась лишь Александрийская церковь (улица Ченцова, 3).

Как пишет Евгений Иванович Малаховский в работе «Нахичеванские храмы», Софийская церковь в Нахичевани была сооружена в 1863 году практически вне жилых кварталов Нахичевани, западнее Верхне-Нольной линии. Церковь располагалась напротив улицы, которая впоследствии получила название Софийской. Ныне это улица Первомайская. Рядом с церковью было построено одноэтажное здание русской церковноприходской школы. Вначале Софийский храм был деревянным, но затем стал монументальным каменным пятикупольным. Возведен он был по проекту архитектора В.В. Попова. В 1934 году Софийскую церковь закрыли. Храм стали разбирать на кирпичи. Затем его взорвали. Около места, где некогда стояла Софийская церковь, вскоре построили среднюю школу No 11.

Удивительно, но факт: первая (невоенная!) ростовская радиостанция находилась в Нахичевани в здании бывшей церковноприходской школы Софийской церкви. Об этом интересно и увлекательно написано в работе известного ростовского краеведа, профессора В.В. Смирнова, которая называется «Ростовская радиостанция: истоки вещания». Как пишет В. В. Смирнов, уникальность этой радиостанции заключалась еще и в том, что называлась она ростовской, а располагалась в Нахичевани. По мнению профессора Смирнова, еще за несколько лет до официального соединения Ростова и Нахичевани радиостанция символизировала союз двух городов-соседей. Этот дом, где располагалась первоначально радиостанция, до сих пор сохранился. Сейчас в нем размещается детский сад.

Еще один интересный исторический факт. Считается, что предшественницей первой русской православной нахичеванской церкви в честь Софийской иконы была церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Полуденке (1766−1778). Полуденка − это первое русское поселение на территории современного Ростова и Нахичевани-на-Дону. Поселение было небольшим. Оно располагалось вдоль Дона, от 1-й и 7-й линий до нынешней 13-й линии. Жители занимались рыболовством. Когда был основан армянский город Нор Нахичеван (Нахичевань-на-Дону), то церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена в крепость Святителя Димитрия Ростовского. Русское население Полуденки также переселилось в крепость. Сама же Полуденка вошла в состав Нахичевани.

Не менее монументальным являлся русский православный храм во имя Святого Александра Невского. Он был построен в 1886 году на средства купца Шушпанова на углу Полицейской площади (теперь это площадь имени Л.Толстого) и 2-й Соборной улицы (ныне улица Ереванская).

Как пишет Евгений Иванович Малаховский в работе «Нахичеванские храмы», храм Святого Александра Невского был великолепно декорирован, имел высокую двухъярусную звонницу (свыше 28 метров). Александро-Невский храм закрыли в 1937 году. Но во время немецко-фашистской оккупации Ростова этот храм открыли вновь. В церкви возобновились богослужения. Для этого приспособили двухэтажное здание бывшей церковноприходской школы. На крыше этой школы установили деревянные купола. Решением райсполкома от 21 мая 1955 года при последнем священнике С. Васильеве молитвенный дом был ликвидирован. На месте окончательно разрушенной Александро-Невской церкви в1960 году был построен шестиэтажный дом. Эта церковь известна еще и тем, что в ней служил священник Иоанн Домовский, которого при жизни почитали как святого. Отец Иоанн Домовский преподавал также Закон Божий до 1918 года в Екатерининской женской гимназии. Но основной его деятельностью было служение в храме.

По воспоминаниям известного нахичеванского врача, краеведа Е.Н. Сахаджиевой, к храму Александра Невского вела широкая пологая лестница. Перед храмом был фонтан, по его углам росли густые липы, издававшие во время цветения чудесный аромат. Уже после смерти отца Иоанна Домовского храм был разрушен.Существует много свидетельств о чудесных исцелениях людей, которые происходили после молитв отца Иоанна. Есть интересные воспоминания доктора Е.Н. Сахаджиевой. Так, среди исцеленных батюшкой были и совершенно незнакомые люди, и его родственники. В 1920 году в Ростове и Нахичевани вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Заболела и внучка отца Иоанна Маруся. Она была в тяжелом состоянии. Батюшка помолился в келии, потом взял икону Казанской Божией Матери, которой он исцелял людей, принес ее внучке и сказал: «Если сможешь, смотри и молись». К утру у внучки высокая температура стала спадать и она начала выздоравливать.

Таких примеров можно приводить много. Еще батюшка был прозорливым, то есть мог предвидеть будущее. Когда отец Иоанн был вынужден покинуть Александро-Невский храм, то он служил у себя дома. Естественно, все это вызывало недовольство руководителей ЧК, и отца Иоанна вызвали на допрос.

На допросе священник сказал следователю, чтобы он срочно шел домой, иначе его семья погибнет. Следователь поверил священнику и бросился домой. Прибежав к своему дому, он увидел его в огне. Буквально в последнюю минуту до обрушения крыши он успел вынести из огня жену и детей.

Кстати, батюшка Иоанн заранее знал о своей кончине и о том, что хоронить его будут дважды. Первый раз отца Иоанна похоронили на Софиевском кладбище, в склепе Александровской часовни. Когда Софиевское кладбище закрыли, отца Иоанна перезахоронили на Армянском кладбище, и сейчас он покоится рядом с армянской церковью Святого Карапета.

Его могила ухожена, возле нее всегда много православных верующих. На Армянском кладбище покоятся и мои родственники. Когда я бываю на этом кладбище, то стараюсь подойти к могиле отца Иоанна и поклониться этому святому человеку.

Как я уже писал, из трех русских православных нахичеванских храмов до наших дней сохранилась только Александрийская церковь (улица Ченцова, 3).Церковь во имя Святой царицы Александры была кладбищенской. В ней отпевали православных христиан. Поэтому эта церковь в отличие от других величественных храмов Нахичевани была небольшой. Она была построена в 1904 году на месте прежней деревянной часовенки по проекту В.В. Попова.

Как пишет Евгений Иванович Малаховский в работе «Нахичеванские храмы», сейчас ростовской общественности стал известен интересный исторический факт. Оказывается, в 1942 году во время немецко-фашистской оккупации Ростова на кладбище около Александрийской церкви хоронили погибших румынских солдат. Дело в том, что румыны, как и русские, преимущественно являются православными. Вот их и отпевали в русской православной Александровской церкви. По данным Е.И. Малаховского, в семидесятые годы минувшего столетия северную сторону Александрийской церкви перестроили. И в образовавшемся левом приделе храма освятили второй престол во имя Святого князя Александра Невского. Этот престол создан в память о нахичеванской Александро-Невской церкви. Новую жизнь Александровская церковь получила в девяностые годы минувшего столетия. Здание церкви было отреставрировано. На территории храма были открыты центр «Истина», воскресная школа, создан небольшой музей протоиерея Иоанна Домовского. Александровская церковь очень любима и почитаема среди православных верующих Нахичевани.

Мне думается, что славная история православных храмов Нахичевани будет продолжаться. Мы еще увидим, как будут построены новые церкви, которые станут и духовными центрами для верующих, и архитектурным украшением города.

Георгий БАГДЫКОВ