История монастыря Сурб Хач

Датой основания армянского монастыря Сурб Хач считается 1783 год. Известный ростовский краевед Б.В. Чеботарев в одной из своих статей в 1977 году писал: «Среди историко-архитектурных памятников города Ростова-на-Дону церковь монастыря Сурб Хач (Святой Крест) занимает особое место. Это самое древнее каменное здание города Ростова. Оно также является своеобразным символом многовековой русско-армянской дружбы».

Известный историк В.Б. Бархударян в монографии «История армянской колонии Новая Нахичевань» сообщал: «Сурб Хач со дня основания (9 сентября 1783 года)и до 20-х годов XX столетия был одним из очагов культуры армянского народа, центром культуры армян Дона, новонахичеванцев».

В 1792 году был построен собор армянского монастыря Сурб Хач. В том же году монастырь освятил один из основателей Нор-Нахичевана, архиепископ Иосиф Аргутинский. Им же при монастыре была основана и первая на юге России типография. Вначале монастырь входил в состав села Большие Салы, а с 1883 года был приписан к Нахичевани, что способствовало росту его благосостояния. В конце девятнадцатого столетия монастырю принадлежала большая территория (около 50 гектаров земли), занятая пашнями, огородами. Был и свой парк, его называли Армянским садом. Стены церкви монастыря Сурб Хач были украшены снятыми с армянских церквей Крыма и привезенными армянами на Дон хачкарами (камни-кресты). В Сурб Хаче хранилось также рукописное Евангелие, которое было написано еще в 1347 году в Крыму. Потом это Евангелие передали на хранение в армянскую церковь Святого Георгия в Нахичевани. Эта церковь была разрушена в советские годы. Надо отметить, что в церкви Святого Георгия хранились уникальные христианские реликвии. Например, топуз Святого Георгия. Топуз − это короткий посох со свинцовым наконечником, обтянутый атласной материей.

Под стенами монастыря нашли упокоение лучшие представители донских армян: М. Налбандян − писатель, демократ, общественный деятель, Р. Патканян − классик армянской литературы, А. Аламдарян − архимандрит монастыря Сурб Хач, автор первого русско-армянского словаря.

Церковь монастыря Сурб Хач является архитектурным памятником, построенным в стиле классицизма. Судьба храма в советские годы была печальна. Сурб Хач был на грани исчезновения. В 1960 году хачкары были уничтожены. Об их размерах и месте в интерьере церкви свидетельствуют теперь только ниши, в которые они помещались. Не существует ныне также украшенной мелким резным орнаментом деревянной двери XI века, принадлежавшей одной из церквей города Ани (древняя столица Армении, откуда происходят родом донские армяне). Эту дверь армяне из города Ани перевезли в монастырь Сурб Хач в Крыму, а в конце ХVIII века − в одноименный монастырь на Дону.

От полного уничтожения монастырь Сурб Хач спасло создание Музея русско-армянской дружбы в 1972 году. Многое для спасения Сурб Хача сделали известные общественные деятели Нахичевани. Это, прежде всего, выдающийся художник Мартирос Сергеевич Сарьян, известный архитектор Марк Владимирович Григорян. Многие лучшие представители армянской и русской интеллигенции боролись за спасение монастыря Сурб Хач.

Надо сказать огромное спасибо Николаю Исаевичу Хафафяну, который руководил реставрационными работами. Впервые в советские годы на территории Ростова на храме монастыря Сурб Хач был установлен позолоченный крест. До этого кресты с церквей только сбрасывали. Николай Исаевич Хафафян свой дочери, известному ростовскому музыканту и педагогу Любови Николаевне Хафафян (Алавердян), говорил: «Любочка, как здорово мы придумали, ведь Музей русско-армянской дружбы спас от уничтожения армянский монастырь Сурб Хач. Мы сделали благое и божье дело. Мы сохранили церковь и создали музей, который будет способствовать укреплению русско-армянской дружбы».

Долгие годы музеем заведовала историк, краевед Светлана Мелконовна Хачикян. В 2007 году Ростовская администрация приняла решение о передаче здания армянского монастыря в пользование Армянской апостольской церкви. Но с условием: Нахичеванская-на-Дону армянская община должна была приобрести и восстановить здание для Музея русско-армянской дружбы. Такое здание, к счастью, было найдено. Сейчас Музей русско-армянской дружбы находится в центре Нахичевани, в особняке Искидарова (бывшая библиотека имени А.С. Пушкина) на площади Свободы.

В сентябре 2008 года Ростов посетил Католикос всех армян Гарегин II. Он принял участие в торжественном богослужении и освящении храма. Вот так восстановилась справедливость. В Ростове сохранился Музей русско-армянской дружбы и возродился монастырь Сурб Хач, который вновь стал духовным центром донских армян.

Георгий БАГДЫКОВ