Предпринимательская деятельность донских армян

Царская грамота Екатерины II, подаренная армянам, дала возможность развития предпринимательской деятельности на Дону. Как пишет в своей монографии В.Б. Бархударян «История армянской колонии Новая Нахичевань», годовой оборот от внутренней и внешней торговли Нахичевани по полным данным составлял почти восемь миллионов рублей. В соотношении к численности населения армянского округа это была огромная сумма.

Интересны воспоминания Габриела Патканяна о торговой деятельности донских армян в 1830-х годах: «Торговля пшеницей, шерстью, железом находилась в руках многих, занимающихся ввозом и вывозом в больших количествах. Для русской армии и армий других европейских государств стали закупать в степях Калмыкии, Татарии, у ногайцев табуны лошадей и перегонять их в Польшу. Начали закупать отары овец и стада быков и коров не только шерсти ради, но и ради меха, и кожи, и сала, которые были предметами крупной торговли. Стали ездить в сторону Сибири и привозить оттуда в очень большом количестве сливочное масло и отправлять его в Константинополь, Италию, Грецию, Францию и Англию… Была ли выгода, терпели ли убытки, важно было то, что сыны бедняков после нескольких лет службы вставали на ноги, появлялся достаток, и они своим добросовестным трудом создавали богатство».

Мне кажется, что эти воспоминания очень важны. Ведь они говорят о том, что были созданы условия для развития предпринимательства на Дону.

В этой связи не лишним будет привести высказывание о торговой деятельности нахичеванцев Ерванда Шахазиза: «С одной стороны, они устанавливают выгодные торговые отношения с центрами Южной России, с другой – отправляются в Константинополь, Анатолию и Сибирь. Они являются лучшими посетителями ярмарок Южной России, они самые крупные покупатели и продавцы шерсти, мехов и кожи… Армяне первыми начали добычу каменного угля в регионе Дона, они первыми открывают кожевенные заводы и по форме изготавливают изделия из серебра в восточном вкусе, строят пшеничные амбары, вывозят за границу в огромном количестве шерсть, кожу, меха».

Наши представления о предпринимательской деятельности донских армян будут неполными, если не вспомнить о том, что они в своих руках сосредоточили всю торговлю черной икрой, которую закупали в Астрахани и вывозили в Турцию, Грецию, Италию и Францию. В то время монополия на торговлю икрой всецело находилась в руках нахичеванских армян и таганрогских греков.

Как пишет в своей монографии «История армянской колонии Новая Нахичевань» В.Б. Бархударян, по архивным данным, в течение двух лет армянские купцы продали невероятное количество икры – 851 бочку, или 27271 пуд черной икры. Сейчас, когда у нас в стране черная икра стоит огромных денег, представить торговлю этим продуктом в таких масштабах сложно.

С винно-водочным производством армяне были знакомы с давних времен. Право на занятие этим прибыльным делом в России, а также свобода разведения виноградников и садов были оговорены в привилегиях, дарованных царской грамотой Екатерины II. Государство способствовало развитию на юге России виноградарства и плодоводства, а также производству водки и вина. С этой целью царское правительство в 1784 году запретило ввоз в пограничные районы заграничной водки и всячески поддерживало производство своей отечественной.

Наиболее эффективное производство водки и вина было налажено в Нахичевани, в несколько меньших размерах в Таганроге и Ростове. Не случайно в своих годовых отчетах губернатор центром винно-водочного производства указывал Нахичевань.

«С армянских садов, — писал губернатор, — в 1807 году было получено 2500 ведер виноградного вина. Нигде в другом месте вина не производилось».

Как пишет В.Б. Бархударян в книге «История армянской колонии Новая Нахичевань», донские армяне позднее начали закупать в Турции виноградное вино, изюм и другие сухофрукты, в результате чего производство фруктовой водки значительно увеличилось.

В отчете екатеринославского губернатора за 1805 год упоминается о том, что в Нахичевани насчитывалось семь винно-водочных заводов. Винно-водочное производство для Нахичевани было прибыльным. Тем более что персонал, работавший на заводах, был малочисленным.

Но позднее правительство, дабы повысить доходы в казну, решило увеличить налоги с продажи водки и вина. С ведра фруктовой водки начали брать налог не 2 рубля, как раньше, а 6 рублей. Это очень обеспокоило нахичеванских предпринимателей. Они не раз обращались в правительство с просьбой снизить налог. Но безрезультатно. В условиях увеличения налога за продажу водки в три раза, когда 80-85 процентов выручки тратилось на приобретение сырья, производитель был не в состоянии покрывать все свои расходы. Постепенно этот вид бизнеса стал мало привлекателен для нахичеванских предпринимателей, и они начали вкладывать свои деньги в другие, более прибыльные отрасли.

В отчете екатеринославского губернатора за 1882 год упоминается лишь один винный завод в Нахичевани. В отчете за 1903 год указано, что в Нахичевани был еще водочный завод, преимущественно вырабатывающий спирт. Этот завод имел двадцать работников и производил продукцию на 200 тысяч рублей в год. Для тех лет сумма немалая! Но, как бы ни было, винно-водочное производство в Нахичевани к началу XX века пришло в упадок.

Нор Нахичеван с момента своего основания становится крупным торговым центром на юге России. Как пишет в своей книге «Летопись Нахичевани-на-Дону» В.Смирнов, первоначально торговые постройки возникали вокруг строящегося собора Григория Просветителя (ныне это площадь имени Карла Маркса). Известный нахичеванский предприниматель и общественный деятель А. Абрамян построил здесь крытый магазин. Рядом находились мастерские, ларьки сапожников и ателье, которые расположились с южной стороны собора. В западной части нахичеванский предприниматель Г. Одабашьян построил дом для себя и ряд ларьков для своего крестного Д. Бабасиняна. К северу от собора располагались лавки торговцев фруктами. Между северным входом в собор и западным углом разместились кондитерские магазины. Напротив восточного и западного ряда ларьков параллельно был построен второй ряд. На западной стороне располагались лавки торговцев шапками, тулупами и хлебом. На северной стороне находилось кафе, владельцем которого был Д. Каракашьян. На площади располагался также винный кабак, не говоря уже о ларьках с различными товарами. В этих ларьках предлагали свои услуги продавцы кожи, портные, плотники, парикмахеры. Отдельно стоял ряд лавок ювелиров, литейщиков, кузнецов, ткачей, каменщиков, жестянщиков, часовых мастеров… Об этом писали Р.Г. Патканян в своей работе «История основания Новой Нахичевани», а также С. Казаров в книге «Нахичеванское купечество».

С момента основания Нахичевани признанным главой нахичеванских купцов был Иван Абрамов (Ованес Абрамян). Он имел огромный торговый дом – пассаж, который простирался до южной границы сквера и Георгиевской улицы и от 19-й до 25-й линии. В этом пассаже нахичеванские купцы имели по одному-два магазина.

О том, насколько развита была торговля в Нахичевани, писал известный русский общественный деятель А. Демидов: «Нахичевань – город замечательный по своей странной наружности. Народонаселение Нахичевани отличается смышленостью и ловкостью в торговле… Из глубины этой пустыни, почти никем не посещаемой, они содержат постоянные торговые отношения со своими соотечественниками, живущими в Астрахани, Лейпциге, Малой Азии. В доказательство их ловкости достаточно будет сказать, что они овладели почти всей торговлей Донского бассейна. По причине своих многочисленных базаров Нахичевань превратилась в богатое складочное место, способное в случае надобности наводнить товарами все окружающие ярмарки. Искусные нахичеванские армяне не преминули скупить и все вино, доставляемое донскими виноградниками; они развозят по Южной России и сбывают это вино под именами «Шатолафита» и «Госотерна».

Многочисленные магазины этого небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими товарами. Улицы здесь прямые и так же, как и дома, содержатся в большой чистоте…»

О торговле в Нахичевани известный общественный деятель этого города Келле-Шагинов писал: «Торговля в то время в Нахичевани процветала, это был центр для всего округа. За 200 верст приезжали покупать мануфактуру, галантерею, кожаные товары, шапки и пр. в Нахичевань. Из Ростова, Аксая за каждой мелочью ездили в Нахичевань».

А вот как о Нахичевани и нахичеванцах отзывался известный донской писатель и журналист девятнадцатого века А.М. Греков: «Я не знаю города, где бы дома, жители их, привычки, вкусы и нравы так были одинаковы и похожи, как в Нахичевани. Нахичеван действительно один: все армяне более или менее богаты, у каждого свой дом, один дом похож, как две капли воды, на следующий за ним, у всех владельцев их страсть к лошадям, одна лошадь похожа на другую, все представители мужской половины населения также походят друг на друга: все мечтают об одном – о величии их родного города…»

Мне думается, что эти строки А.М. Грекова о Нахичевани и нахичеванцах очень важны для нас сегодня. Ведь подрастающее поколение должно знать, что надо не только уметь зарабатывать деньги, но и быть достойными гражданами своей страны, любить свой народ и город, в котором живешь.

Армянские крестьяне всегда отличались трудолюбием и особой любовью к земле. Переселившись в 1779 году на Дон, перезимовав, они сразу стали возводить себе жилища и возделывать землю, растить пшеницу. Чалтырская пшеница была известна во всем мире. Ее приобретали во многих странах Европы, особенно она ценилась во Франции, в самом Париже! Земледелие армянские крестьяне начинали с простой сохи. Однако со временем у них стали появляться мельницы. По данным академика В.Б. Бархударяна, уже в 1822 году в самой Нахичевани было 14 ветряных мельниц, а в армянских селах – 60! Затем стали появляться водяные мельницы. Вот как об этом в своих записках сообщал известный ученый, историк П.С. Паллас: «В окружности Нахичевана видно несколько ветряных мельниц, круглых, построенных на армянский манер, с горизонтальным жерновом. Он может молоть при всяком направлении ветра, силу которого измеряют поворачиванием башни. Это мельницы армянского изобретения, их очень много в Крыму, особенно около Козлова и в Евпатории».

Интересно и увлекательно об этих мельницах написано в работе А.Л. Поповяна «Из истории мукомольной и крупяной промышленности армянской колонии в Нахичевани-на-Дону». А.Л. Поповян пишет, что если ветер менял направление, то башню мельницы поворачивали с помощью хвоста, конец которого укрепляли к вбитым в землю кольям с помощью ворота и цепей. Как пишет А.Л. Поповян, ветряных мельниц в армянских деревнях было много. Но, оказывается, были и случаи самоподжога мельниц!

Дело в том, что донские армяне страховали свои мельницы от несчастных случаев, в том числе от пожаров. Так, некий Арутюн Наноян нанял поджигателей, чтобы те сожгли его мельницу. События разворачивались в 1910 году. Мельницу подожгли. Но Наноян, конечно, кроме неприятностей, ничего из этой авантюры не получил.

В среде донских армян разыгрывались и нешуточные шекспировские страсти. Рассказывают, что одну из мельниц Симона Атояна поджег некий Хазарос Даглдиян. Вы думаете, он это сделал из-за зависти к своему успешному конкуренту и его успеху? Нет. Ничего подобного. Он поджег мельницу Атояна за то, что тот отказался выдать свою дочь за него замуж. А еще говорят, что донские армяне – спокойный народ. Считается, что нахичеванские армяне не такие эмоциональные и вспыльчивые, как их закавказские сородичи. Но это, как мы видим, не совсем так.

В 1908 году в Чалтыре появляются мельницы с нефтяными двигателями! Но расцвет мукомольного бизнеса донских армян закончился с приходом советской власти. После революции вышло Постановление Президиума ВСНХ, датированное 4 декабря 1920 года, где отмечалось, что все промышленные предприятия, где число работников больше пяти и работает механический двигатель, больше десяти без механического двигателя, являются собственностью РСФСР. После этого постановления частные мельницы донских армян прекратили свое существование.

Столицей Донской Армении до 1928 года была Нахичевань-на-Дону. Историкам и краеведам хорошо известно, что в 1928 году решением административной комиссии при Президиуме ВЦИК СССР Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону были объединены в единый город Ростов-на-Дону. В январе 1929 года Председателем ВЦИК СССР М.И. Калининым подписано постановление Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о слиянии города Ростова и Нахичевани-на-Дону. В 1929 году Нахичеванский район города Ростова-на-Дону был переименован в Пролетарский. Однако известный общественный деятель, гласный Нахичеванской и Ростовской Дум И. Келле-Шагинов в своих мемуарах «Моя единственная жизнь» пишет, что фактически город Нахичевань потерял свою самостоятельность с приходом советской власти в 1920 году.

Присоединение Нахичевани к Ростову в 1928 году было формальностью. Келле-Шагинов в Ростове и Нахичевани был личностью известной. Он исполнял обязанности городского головы Нахичевани, работал в городской Управе, занимался нахичеванскими финансами в самые тяжелые и голодные годы Гражданской войны. Келле-Шагинов пишет, что в 1920 году Нахичевань имела около 60 тысяч человек, 22 тысячи десятин пахотной и луговой земли, пять тысяч строений, семь каменных армянских церквей, три русские церкви; все дома, выстроенные не для найма, а особняки, построенные для себя домовладельцами, а потому содержимые чисто выбеленными и окрашенными; вымощенные улицы, с тротуарами каменными и асфальтированными, обсаженными деревьями по бровке и потому летом утопающими в зелени; городской водопровод, городскую электрическую станции; гранитную набережную, два моста через Дон; обширный Александровский сад, трамвай, телефон, почту и телеграф, гимназию мужскую и женскую, реальное училище, армянскую семинарию, Гогоевское училище и училище Св. Рипсиме для бедных девиц, музыкальное училище, художественно-ремесленное училище имени М.В. Попова, училище городское, 15 начальных народных училищ, восемь приходских, несколько частных училищ; 12 благотворительных обществ; 12 кирпичных заводов; четыре аптеки, заводы: ректификационный, большой завод «Аксай», чугунолитейные заводы, мыльные, кожевенные заводы, шерстомойки, верфь Волго-Донского общества, паровые мельницы, макаронные заводы, паровую лесопилку; механические заводы, салганы; рощи, городские дачи, опытное поле, склады лесных и строительных материалов и прочее.

Когда читаешь это подробное описание экономических и культурных достижений Нахичевани, то понимаешь, что Келле-Шагинов словно хочет сообщить своим потомкам о проделанной им работе. Ведь он долгие годы был гласным Нахичеванской Думы, руководил городом, исполнял обязанности градоначальника, работал в Нахичеванской управе. Он ушел на пенсию не по доброй воле. Новой советской власти его знания оказались не нужны. И вот Келле-Шагинов, словно отчитываясь перед нами о своей работе в Думе, в Управе, как градоначальника, пишет в мемуарах «Моя единственная жизнь»:

«Нахичевань-на-Дону имел городских зданий под училищами и учреждениями на стоимость в несколько миллионов рублей. Все городские сооружения возведены были из текущих бюджетов, без крупных займов. Бюджет дошел до двух миллионов и не имел долгов. Это был город, выдающийся по своему благоустройству и процветанию среди других городов провинциальной России».

Всем сердцем Келле-Шагинов любил свою родную Нахичевань и переживал крушение старого мира, Российской империи и исчезновение Нахичевани-на-Дону с карты новой России. Вот какими словами заканчивает он свои мемуары: «Ростовский горсовет «по предсталению рабочих» стал называть его не Нахрайон (прим. бывший город Нахичевань-на-Дону), а Пролетарский район – окончательно, таким образом, сведя на нет имя города, как в действительности не существующее, предав его забвению. На этом заканчивается история Нахичевани-на-Дону».

Эти строки Келле-Шагинов написал 27 марта 1929 года.

И все же история Нахичевани продолжается и сегодня. Нахичевань – прекрасный уголок старого Ростова, его историческая часть, визитная карточка и украшение нашего города. Мы должны отдать должное светлой памяти Келле-Шагинова, настоящего патриота, сделавшего очень многое для процветания и Ростова, и Нахичевани. Там до сих пор есть дома, построенные Келле-Шагиновым. А еще надо отметить, что именно в Нахичевани сегодня располагаются консульство Республики Армения, церкви Сурб Арутюн и Сурб Карапет и Музей русско-армянской дружбы, старейший армянский Нахичеванский базар. Так что, как мы видим, Нахичевань продолжает жить и расцветать, а донские армяне по-прежнему успешно занимаются предпринимательской деятельностью.

Георгий БАГДЫКОВ