Карикатура на Нахичеванскую думу была опубликована в газете «Приазовский край» в 1914 году

Недавно моя знакомая краевед Оксана Мордовина прислала мне  фотографию карикатуры из газеты «Приазовский край» за 27 апреля 1914 года. Карикатура очень необычная и интересная. На картинке изображен некий балаган под названием «Театр «Нахичеванская Дума», на сцене которого мужчины армянской внешности колотят друг друга палками.

На сцене этого театра-балагана можно прочитать надпись: «Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!» Мы видим, как толпа штурмует театр под названием «Нахичеванская Дума». Люди давят друг друга, но все стремятся попасть в этот театр и несут с собой плакаты с надписями: «Рахат-лукум», «Шашлык».  Под карикатурой написано «Хдрелэзъ».

Постараюсь объяснить, что означает хдрелез и какие страсти кипели в Нахичеванской Думе. Надо сказать, что Нахичевань всегда жила политически  насыщенной жизнью, несмотря на то что город был патриархальным. Но при этом каждая партия, каждый купец отстаивали свои интересы, делалось это порой очень эмоционально. Ну а пресса, как мы видим, была довольно смелой и демократичной. Подобная карикатура на власть мне напомнила все то, что происходило у нас в прессе во время перестройки и в девяностые годы. Почему-то сегодня я не могу себе представить подобных карикатур.

   Кстати, на газету «Приазовский край» за критические статьи и подобные карикатуры не раз в те годы подавали в суд. Но газета имела большую популярность у читателей всего юга России, издавалась большим тиражом. Даже было время, когда газета выходила дважды в  день – утром и вечером. «Приазовский край» издавался в нашем городе до 1919 года. После прихода большевиков к власти газета была закрыта. Они в отличие от буржуазных  демократов сделали это без всякого суда.      

Надо сказать, что некоторые гласные дум Ростова и Нахичевани и главы городов страдали от критики прессы незаслуженно. Так, в Нахичевани и в Ростове распространяли слухи о том, что нахичеванский голова Минас Ильич Балабанов вор и фальшивомонетчик. Это ничего общего не имело с действительностью. Балабанов был одним из лучших  руководителей города Нахичевани-на-Дону, он сделал очень многое для его развития и процветания. Но его недруги с удовольствием распространяли о нем грязные слухи.

Н.В. Мирзабекова в работе «Городской голова Минас Балабанов. Из истории Нахичевани-на-Дону» («Донской временник») пишет: «Он действительно любого мог обвести вокруг пальца. Когда, после железнодорожной катастрофы, в которой чуть не погибла царская семья, к нему пришел купец Бахчисарайцев и попросил разрешить построить армянскую церковь по этому поводу, Балабанов разрешил, но… лишь зажечь неугасимую лампаду в больнице, которая должна была быть построена на те же средства. Так появилась знаменитая Мариинская больница…. Тогда же к Балабанову обратилась русская общественность со скромной просьбой построить часовню. Он разрешил. Но не часовню, а церковь. Так была построена одна из красивейших в городе церквей − во имя святого Александра Невского….

Надо сказать, что многими современниками он не был понят. В ходу была довольно язвительная эпиграмма:

В Париже Кес ке се? (Как дела?)

В Нахичевани Инч касе? (Что скажут?)

В Париже − Феликс Фор (президент Франции тех лет),

В Нахичевани − Минас-вор.

   В 1896 году группа горожан обвинила его в том, что он обделяет богадельню, присваивает себе пожертвования на нее. Созданная комиссия факт этот не подтвердила. Все деньги, до копейки, нашли место в отчетах. Другое дело − в каких. Часть средств Балабанов переадресовал на образование. Вообще это был его конек − гимназии, училища, школы, предмет его неустанных забот и попечений (возможно, и потому, что своих детей Бог ему не дал). Каждую лишнюю копейку он пускал на строительство учебных заведений, их благоустройство, чем уже заслужил благодарность потомков».

Хотел бы еще объяснить, почему на карикатуре было написано «хдрелез». Дело в том, что газета вышла в свет 27 апреля 1914 года. А в это время  донские армяне отмечали большой праздник Хдрелез. Вот как описывает его известный нахичеванский художник С.П. Чахирьян: «Хдрелез был наиболее популярным праздником в Крыму. Православные греки отмечали именины святого Георгия 23 апреля, в день, знаменовавший начало весны. Это был праздник для всех народов Крыма, в том числе и для армян, христиан армяно-григорианского вероисповедания, а также для армян-католиков, для татар-мусульман и для караимов-иудеев.

Традиция праздновать день рождения святого 23 апреля сохранилась у армян, выходцев из Крыма, и на Дону. Армяне Закавказья празднуют именины Сурб Геворка в ноябре. Празднование в Нахичевани Хдрелеза с 23 по 30 апреля всегда состоялось во дворе церкви святого Георгия, на меже между Ростовом и Нахичеванью. Название праздника пришло на Дон из Крыма. Недалеко от нынешнего Белогорска (бывшего г. Карасу-Базара) широкий овраг горы Чамбей назывался раньше Хотурлез (теперь называется Харткая), где располагалась греческая церковь святого Георгия, и проходил праздник, посвященный этому святому. Отсюда и название одного из основных праздников, посвященных святому Георгию, – Хдрелез. На празднике юноши в Нахичевани выбирали себе невест. Ведь в другое время девушки по городу не ходили. На празднике организовывали ярмарки, продавали сласти, крутились карусели на радость детворе».

А вот как описывает эти народные гулянья выдающийся армянский художник Мартирос Сарьян: «Самым большим народным праздником считался День святого Георгия, 23 апреля. На площади, названной именем этого святого, на пустыре между Ростовом и Нахичеванью открывалась огромная ярмарка, продолжавшаяся целую неделю. Здесь собирались жители обоих городов и крестьяне окрестных армянских сел. Приходили и из ближайшей казачьей станицы. Крестьяне в ярких национальных одеждах придавали ярмарке своеобразный колорит. Вокруг царил невероятный гул, создаваемый шумящим народом, криками продавцов фруктов, сладостей, воды, игрушек и других товаров. Мы увлекались каруселями, обвешанными и разрисованными фантастическими украшениями. С восхищением смотрели, как кружатся на карусели под орган взрослые и дети. У входа в цирк, зазывая гостей, толпились актеры и клоуны. Если в наших карманах заводилась пара гривенников, мы целыми днями болтались на ярмарке, беспечные и счастливые. На эти деньги мы покупали себе халву, апельсины, русский квас. Домой возвращались только поздно ночью».

Вот какие интересные воспоминания вызвала у меня карикатура, опубликованная в газете «Приазовский край» 27 апреля 1914 года.

Георгий   БАГДЫКОВ.