История Ростовского драматического театра связана с именем нахичеванского головы Гайрабетова

5 октября 2018 года  Ростовский  академический театр драмы имени М. Горького  открывает свой  юбилейный, 155-й сезон, который ознаменуется рядом интересных премьер.

Проект современного  здания драматического театра имени М. Горького, который в народе называют «трактором»,  был создан  известными советскими архитекторами В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом. Кстати, макет  нашего ростовского  театра драмы  представляет ныне Россию в Лондонском  музее истории архитектуры вместе с макетом храма Василия Блаженного!

Наш ростовский театр – первое театральное здание, построенное в Советской  России! Ростовский драматический театр в тридцатые годы минувшего столетия был самым  большим не только в России, но и в Европе! Тогда зрительный зал вмещал 2 200 человек. Был еще и концертный зал на 825 человек. Первый спектакль на сцене  нового театра (именно так тогда называли  наш театр) прошёл  29 ноября 1935 года. Это был «Мятеж» Д. Фурманова.

А уже в 1936 году на работу в театр  был направлен известный московский режиссер  Юрий Завадский. Именно он привез с собой  выдающихся актеров, в том числе  Николая Мордвинова, Веру Марецкую, Ростислава Плятта.

В годы Великой Отечественной войны здание  театра сильно пострадало. В 1943 году, перед отступлением,  фашисты взорвали театр изнутри. Пострадали уникальные интерьеры. Восстановить театр смогли лишь спустя 20 лет, в 1963 году. И теперь наш театр драмы имени  М. Горького  снова является визитной карточкой Ростова-на-Дону.

Но, как я уже писал, наш театр драмы  открывает свой 155-й юбилейный сезон. Ведь и до 1935 года у театра была  интересная и славная история. И эта история  связана с именем известного нахичеванского купца Гайрабетова.

Карапет (Карп) Маркарович(Макарович) Гайрабетов  был нахичеванским головой.  Период его правления характеризуется крупными мероприятиями по благоустройству города.  По инициативе Гайрабетова известный писатель, общественный деятель Микаэл Налбандян был направлен в Калькутту за завещанным наследством Нахичевани-на-Дону индийского купца Амаданци Масеха Бабаджана.

Именно Гайрабетов содействовал Микаэлу Налбандяну в распространении в Нахичевани известного в то время прогрессивного армянского журнала «Юсисапайл» («Северное сияние»). Он был почетным блюстителем нахичеванского приходского училища. Гайрабетов  был купцом 1-й гильдии. Владел недвижимостью в Нахичевани: пристань (совместно с братом), четыре корпуса кирпичных амбаров, сад у Дона. Гайрабетов владел также домом на Московской улице в Ростове-на-Дону.

Но вошел в историю Ростова и Нахичевани Гайрабетов ещё и благодаря своему театру. Его так и называли Гайрабетовский театр. Причем построил он свой театр в Ростове.

В своей «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» В. Сидоров указывает, что среди строителей- учредителей театра помимо Гайрабетова были также И.И. Грибанов и М.Б. Драшкович. Театр был открыт 23.06.1863 года. Кстати,  инициатором строительства этого театра был легендарный ростовский  голова  А.М.Байков. Как бы там ни было, но именно с 1863 года в Ростове началась театральная жизнь.

Как пишет В. Сидоров в своей «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» Гайрабетовский театр красовался на месте нынешней мэрии, но  не занимал его полностью, а оставлял ещё по линии Большой Садовой немалое пространство для балаганов под заезжие цирки и под армянские лавки. Называлось это всё Театральной площадью.

Театр был деревянный. Сцена была мала, помещение для оркестра вмещало не больше пятнадцати человек. Но не смотря на тесноту,  керосиновое освещение и чугунные печи, театр, к счастью, ни разу не испытал пожара .

Следует помнить, что при своих недостатках Гайрабетовский театр был первым театром Ростова.

Закат Гайрабетовского театра связан с именем другого известного купца В.И. Асмолова. Он в 1882 году построил первый в Ростове каменный театр. Владельцы Гайрабетовского театра ( а сам Гайрабетов умер в 1873 году) стали утверждать, что заключили с городской управой контракт, по которому в Ростове никем не мог быть построен другой театр.

Тогда ростовское градоначальство нашло хитрый выход из этой ситуации. Ростовское градоначальство назвало Асмоловский театр концертным залом. И все. Юридически придраться было больше не к чему. Ростовская публика стала ходить в уютный и обустроенный театр Асмолова. А театр Гайрабетова был разрушен. На его месте было построено здание нынешней мэрии Ростова-на-Дону.

Мы можем смело утверждать, что нахичеванский голова  Карп (Карапет) Маркарович(Макарович) Гайрабетов был настоящим просветителем своей эпохи. Ведь он способствовал развитию культуры на Дону, построив первый театр в городе Ростове.

Георгий  БАГДЫКОВ.