Доктор Дерижанов и его прославленный род

Когда я учился в мединституте, лекции по патологической анатомии читала профессор, заведующая кафедрой Ирина Сергеевна Дерижанова. Потом именно ей я сдавал экзамен. Она поставила мне «отлично». Я очень старался достойно сдать экзамен профессору. Ведь с детства слышал от родителей об известной нахичеванской врачебной династии Дерижановых.

Род Дерижановых был многочисленным. Основатель медицинской династии Мартирос Сергеевич учился на медицинском факультете Московского императорского университета. Юношей он увлекся демократическими и либеральными идеями, принимал активное участие в студенческих забастовках и митингах. За это был исключен из московского университета. Для матери Мартироса Сергеевича, Марии Михайловны, это было страшным ударом. Кстати, у нее было восемь детей!

Но за каждого своего ребенка она переживала и каждому помогла найти достойное место в жизни. Мария Михайловна написала письмо ставропольскому губернатору, с которым была в хороших и дружеских отношениях, с просьбой помочь ее сыну. Губернатор откликнулся на ее письмо и направил прошение на высочайшее имя с ходатайством о разрешении Мартиросу Дерижанову продолжить обучение в университете.

После годичного перерыва в учебе ему было разрешено продолжить образование. Но не в Москве, а в Харькове. И в 1897 году Мартирос Сергеевич Дерижанов окончил медицинский факультет университета. В 1896 году он женился на дочери табачного фабриканта города Армавира. После свадьбы уехал с женой в Германию.

В Берлине Дерижанов продолжил свое образование. К несчастью, там Мартирос Сергеевич заболел туберкулезом легких. Лечился в Швейцарии. Затем он переехал в Крым, в Ялту. В те годы считали, что туберкулезникам лучше всего жить в Ялте. Там Дерижанов работал врачом общей практики. В это время в Ялте жил и работал всемирно известный писатель, тоже доктор, Антон Павлович Чехов. Чехов был в товарищеских отношениях с нахичеванским доктором Дерижановым. Сестра Мартироса Сергеевича София рассказывала, что была свидетельницей любопытной беседы Дерижанова с Чеховым. Как-то они прогуливались по набережной Ялты, и Дерижанов обратился с вопросом к писателю:

− Антон, что это за белокурое создание, в обществе

которого я тебя часто вижу в последнее время?

На что Чехов, улыбнувшись, ответил:

− О, Мартуш (он называл Дерижанова так же, как звали его родные и друзья в Нахичевани)! Это необыкновенная девушка. Она единственная в этом городе, кто не делает мне комплиментов, не говорит, что я великий писатель. К тому же она понятия не имеет, кто такие Пушкин, Толстой… Я просто испытываю блаженство в ее обществе.

Дерижанов в Ялте занимался активной благотворительной и общественной деятельностью. В те годы многие врачи, в том числе Мартирос Сергеевич, оказывали нуждающимся больным безвозмездную медицинскую помощь. Он был членом правления Ялтинского благотворительного общества.

Газета «Крымский курьер» писала о нем: «Он приехал в Ялту лечиться от злого своего недуга, но чужое горе, чужая нужда, которые встретились ему здесь, заслонили ему личную жизнь и личные интересы. Свои слабые силы он не берег для себя, а расточительно расходовал для друзей. Распорядиться так велело его доброе сердце. Он открыл большую практику в заброшенной среде чернорабочих армян. Пациенты, носильщики тяжестей на молу, иностранцы в России, презираемые и гонимые в Турции, нашли у доктора Дерижанова привет, сочувствие, добрый совет, родную речь и бесплатную медицинскую помощь − и пошли к нему толпой, не зная отказа».

Доктор Дерижанов, живя в Крыму, дружил также с известным художником-маринистом И.К. Айвазовским. Ялтинский период жизни М.С. Дерижанова связан и с именем украинской писательницы Ларисы Петровны Косач. Она печаталась под псевдонимом Леся Украинка. Считается классиком украинской литературы.

Леся Украинка также лечилась в Крыму от туберкулеза. Ей как врач помогал Мартирос Сергеевич Дерижанов. Имя Дерижанова часто встречается в письмах Леси Украинки. Вот что писала о нем писательница своей маме: «Ему, я думаю, можно верить больше, чем какому-либо «светилу», потому что «светило» может видеть меня только во время «визита», а доктор Дерижанов видит меня и в здравом, и в больном виде, к тому же он наблюдает за мной очень внимательно, чего обычно «светила» не делают».

Я считаю, что такая оценка труда доктора дорогого стоит. Кстати, имя М.С. Дерижанова неоднократно упоминается и в трудах А.П. Чехова. Он пишет о нем как о враче-специалисте по внутренним болезням, члене правления благотворительного общества, попечителе нуждающихся приезжих больных.

К сожалению, болезнь доктора Дерижанова прогрессировала. Он умер 14(26) января 1900 года. Некрологи о докторе Дерижанове были напечатаны в газетах «Крымский курьер» и «Русские ведомости».

Когда Мартирос Сергеевич умер, его сыну был всего 1 год и 7 месяцев. Супруга Дерижанова ждала второго ребенка. Дочь Маня родилась спустя неделю после смерти отца.

После смерти Мартироса Сергеевича его семья вернулась в Ростов-на-Дону. Сын Сергей поступил в Донской государственный университет на медицинский факультет. В 1923 году он его окончил. Работал в прозектуре окружной больницы и на кафедре патологической анатомии этого же университета под руководством профессора Шалвы Иосифовича Криницкого.

Представители славной медицинской династии Дерижановых и сегодня работают в Ростовском государственном медицинском университете. Уже не одно столетие доктора Дерижановы дарят людям здоровье, обучают новые поколения врачей!

Преемственность поколений должна существовать. Иногда спрашивают: могут ли быть трудовые династии? Можно ли передавать основы мастерства профессии из поколения в поколение? Ответ очевиден. Это возможно. Яркий пример − врачебная династия Дерижановых.

Георгий БАГДЫКОВ.