Дирижер и композитор Шапошников

Композитор, музыкант и дирижер Илья Галустович Шапошникова. С детства я слышал много добрых слов об этом человеке. Моя мама долгие годы преподавала в музыкальной школе имени Гнесина в Нахичевани, заведовала струнным отделением. И поэтому я знаю, что в ростовском музыкальном мире к дирижеру и композитору Шапошникову относились с большим уважением.

Интересно, что Шапошников – это псевдоним композитора. На самом деле его звали Егиа Галустович Папахчян. Но поскольку слушателям Ростовской филармонии, где он долгие годы работал главным дирижером и художественным руководителем, было непросто выговорить его имя и фамилию, он стал называть себя Ильей Шапошниковым.

Родился Илья Галустович в 1895 году. В 1920 году окончил Киевскую консерваторию, а в 1924-м успешно завершил образование в Ростовском университете. С 1937 года Шапошников преподавал в Ростовском музыкальном училище. А с 1946 года еще и в Школе военных музыкантов.

Надо особо отметить, что Шапошников был не просто известным композитором, он также руководил Ростовским отделением Союза композиторов РСФСР с 1944 по 1953 годы.

Музыкальные критики того времени отмечали, что в своем творчестве Илья Галустович Шапошников использовал элементы русской, армянской, молдавской, таджикской, татарской, дагестанской народной музыки, а также мелодии донских казаков.

В результате на свет рождались интересные и неповторимые музыкальные произведения Шапошникова. Он написал оперу «Бахчисарайский фонтан» в 1937 году, а в 1952 году музыкальную комедию «Три друга». Илья Галустович был также и автором симфоний. В 1920 году он сочинил симфонию No 1.

Шапошников искренне и нежно любил Нахичевань, город своего детства. В 1929 году (а это, кстати, год, когда Нахичевань переименовали в Пролетарский район) Илья Галустович написал «Нахичеванские эскизы».

Не секрет, что донские армяне пять столетий прожили в Крыму, тесно общаясь и дружа с крымскими татарами. С течением времени у донских армян появился свой диалект, особенностью которого является присутствие татарских слов. Кухня донских армян и крымских татар также имеет много общего. Взаимопроникновение культур не обошло стороной и музыкальные традиции.

Такая особенность не могла не отразиться и на творчестве талантливого композитора. Возможно, именно поэтому в 1931 году Илья Галустович написал «Татарскую рапсодию», а в 1932 году «Каприччо на восточные темы».

Поселившись на донской земле в 1779 году, армяне быстро нашли общий язык с казаками и даже породнились с ними. Армяне с удовольствием стали петь казачьи песни, научились готовить традиционные донские блюда. И в 1948 году Шапошников стал автором «Донской казачьей сюиты».

Как я уже писал, Илья Галустович Шапошников возглавлял Ростовское отделение Союза композиторов РСФСР. Но и сам был, как говорят, плодовитым композитором. Он сочинял концерты для фортепиано, романсы, музыку к пьесам и радиопостановкам, а также музыкальные произведения для духового оркестра.

В 1952 году Илье Галустовичу Шапошникову присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. А в 1953-м его не стало… К счастью, могила известного композитора сохранилась на Армянской кладбище в Нахичевани. На ней установлен достойный памятник.

Мне приятно отметить, что сотрудники Музея русско-армянской дружбы, который располагается на площади Свободы, регулярно проводят экскурсии по Нахичевани. Обязательно в экскурсионную программу входит и посещение Армянского кладбища, а также могил знаменитых нахичеванцев. Музейные работники всегда показывают туристам, гостям нашего города, могилу известного нахичеванского композитора и дирижера Ильи Галустовича Шапошникова, талантливого музыканта, оставившего яркий след в искусстве.

Георгий БАГДЫКОВ.