Сусанна Мар была одним из поэтов Серебряного века. Она родилась 26 февраля 1900 года в Нахичевани-на-Дону в семье известного общественного деятеля и юриста Григория Христофоровича Чалхушьяна.
Ее отец был выдающимся просветителем своего времени, гласным Нахичеванской Думы, вице-консулом Армянской Республики, а также одним из лидеров кадетского движения в России, известным публицистом и журналистом, автором уникального труда «История Ростова-на-Дону».
К сожалению, сейчас в Ростове мало кто знает, кем была дочь Г.Х. Чалхушьяна, Сусанна Мар (Мар – это ее творческий псевдоним).
Талантливая девушка получила отличное образование, с юных лет увлекалась поэзией. В 1919 году она вступила в литературную группу «Ничевоки». А в 1920-м вышла замуж за лидера этой группы Рюрика Рока.
После посещения Ростова-на-Дону Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом Сусанна влюбилась в Мариенгофа. Она объявила о своем выходе из литературной группы «Ничевоки» и вошла в группу имажинистов. Ее бывший муж Рюрик Рок опубликовал обращение к гражданам РСФСР, в котором заявил, что он расторгает свой брак с Сусанной Мар. Как подчеркивал Рок, разводится он не потому, что у его супруги роман с Мариенгофом, а потому, что она осмелилась уйти из «Ничевоков».
В результате романа Сусанны и Мариенгофа появилась книга стихов Мар под названием «АБЕМ» (Москва, 1922). Некоторые литературоведы расшифровывают название книги как «Анатолий Борисович Есенин−Мариенгоф». Есть исследователи, которые полагают, что
Сусанна Мар была влюблена и в Сергея Есенина. Однако сейчас сложно сказать, правда это или нет. С другой стороны, разве можно было Есенина не любить?!
Как бы там ни было, но Сусанна Мар в 1921 году переехала из Нахичевани в Москву. И вышла там замуж. Но не за Мариенгофа, а за поэта Ивана Аксенова – одного из лидеров московской футуристической группы «Центрифуга». Аксенов был известным поэтом, переводчиком и литературным критиком. Как и ее муж, Сусанна Мар начала активно заниматься переводами. Она переводила произведения Мицкевича, Киплинга, английских поэтов.
Вот как о Сусанне Мар отзывалась Н.Я. Мандельштам в своей «Второй книге»: «Она была легкомысленной и дикой… не заняла никакого положения в советской литературе и не боялась потрясения основ вроде напечатания Мандельштама. Она рано умерла и, говорят, писала живые и настоящие стихи». По воспоминаниям современников, знаменитая Айседора Дункан говорила о ней так: «В Москве есть два красивых человека: Сергей Есенин и Сусанна Мар».
Надо признать, что в советское время литературные критики старались Сусанну Мар не замечать. Однако ее стихи вошли в антологию «Поэзия Серебряного века» (Москва, Эксмо, 2008) наряду с произведениями других русских литераторов того времени. И это не случайно: поэтическое творчество Сусанны Мар отличается свежестью восприятия и оригинальностью воплощения чувств.
Она была талантливой, неординарной и эмансипированной женщиной. Судьба дала ей возможность пережить годы революционного лихолетья, репрессии тридцатых годов. Она смогла оставить свой яркий след в русской литературе.
Умерла Сусанна Мар 27 октября 1965 года в Москве.
Урна с ее прахом была подзахоронена в могилу ее матери Софии Андреевны на Армянском кладбище в Нахичевани.
Георгий БАГДЫКОВ.
СУСАННА МАР
Доброй нянькой баюкает маятник
Времени вкрадчивый бег,
Расплескала ковшом из памяти
Последнюю ночь о тебе.
И уже не видеть, не слышать
Белых рук и серебряных строк,
Только рифмы взовьются выше,
Словно птицы за душный порог.
За любовь, за ласки, за улыбки
В переплете радостном греха
Расплачусь за все свои ошибки
Звонкою монетою стиха.