Появление армян на Донской земле


Донские земли и Приазовский край привлекали армянских купцов еще до
переселения крымских армян на Дон. В Музее русско-армянской дружбы, который располагается в Ростове в центре Нахичевани на площади Свободы, представлены надгробные плиты, доказывающие, что армяне жили на этих землях еще до прихода крымских армян.

Например, известным ростовским краеведом Б.В. Чеботаревым был установлен факт проживания армян в середине XVIII века в Азове, где у них была даже собственная церковь Иоанна Предтечи.

Как пишут некоторые историки, например П. Бутков, при взятии Азова донскими казаками в 1736 году в городе насчитывались 63 семьи армянских и греческих купцов. Безусловно, с приходом крымских армян на Дон предпринимательская деятельность на юге России ожила. По подсчетам известного историка Новороссии А.А. Скальковского, из Крыма переселились 736 армянских и греческих купцов. Если к ним прибавить еще и 2562 мещанина, то есть людей, постоянно проживающих в городе и занимающихся мелким предпринимательством, то можно сказать, что на Дон прибыло для того времени достаточное количество способных и энергичных людей, в которых тогда так нуждались южные области Российской империи.

Как пишет С.С. Казаров в книге «Нахичеванское купечество», истоки армянского предпринимательства на Дону следует искатьпрежде всего в особенностях менталитета армян. Армянская цивилизация очень древняя.

Но этот народ на протяжении всей своей истории подвергался постоянным гонениям. Армянские территории поочередно оказывались захваченными римлянами, арабами, византийцами, персами, татаро-монголами, турками. Все завоевания, как правило, сопровождались грабежами, преследованиями по религиозному признаку. Это приводило к массовому исходу армян с родной земли и заставляло их приспосабливаться к жизни среди других народов, а также трепетно оберегать свою веру, так как именно она цементировала и сплачивала их.

Однако, как пишет С.С. Казаров, как это ни парадоксально, но постоянные контакты с различными завоевателями с Востока привели к тому, что армяне познакомились сих языками, культурами, обычаями и основными занятиями. Все это впоследствии даст армянам огромные преимущества в налаживании торговых и экономических контактов с мусульманскими народами Востока.

Армяне в Крыму находили общий язык с татарами. Но они боялись прихода турок в Крым и гонений с их стороны. Поэтому многие из армян решили переселиться в Россию. Тем более что императрица Екатерина Великая даровала армянам большие льготы. И армяне сразу по прибытии на донскую землю начали заниматься предпринимательской деятельностью. Французский путешественник Пар Монье так писал об армянах: «Из всех восточных народов, а может быть, из всех народов целого мира, армяне самый способный народ в торговле».

Эту истину хорошо понимала и Екатерина Великая, переселяя армян на Дон. Россия была заинтересована в том, чтобы донские армяне вели обширную торговую деятельность со странами Ближнего Востока и Европы. В книге С.С. Казарова «Нахичеванское купечество» приводится интересный исторический документ, в котором отмечается значимость коммерческой деятельности нахичеванских армян: «…тут нужны знания разных восточных языков и обычаев, связи с местными торговцами, решительность при неприкрытой опасности.

Русские купцы, несведущие в трех первых условиях, до сих пор еще не отважились на такую трудную торговлю. Армяне же, знакомые с ней и не останавливающиеся ни перед какими трудностями, доставляют азиатскую продукцию не только населению России, но в еще большем количестве иностранцам, при этом, кстати, платя в довольно крупных размерах пошлины».

Так что, как мы видим, российские власти понимали важность торговой деятельности донских армян и необходимость ее поощрения. Многие историки указывают на еще одну важную особенность армянских переселенцев. Они все были, как правило, или купцами, или ремесленниками, или крестьянами, не знающими крепостной зависимости. Дело в том, что при Екатерине II господствующим классом российского общества являлось дворянство. Армянское же общество было по своей сути буржуазным.

Что само по себе было прогрессивным для того времени. Основную массу армян-переселенцев составляли жители городов Крыма, которые уже хорошо знали, что такое банковское дело, международная торговля, они хорошо разбирались в основных принципах ведения предпринимательской деятельности.

Итак, нахичеванское армянское общество в основной своей массе было буржуазным. Хотя это не значит, что у армян не было имущественного расслоения. Были переселенцы, которые гибли от холода и болезней в дороге во время переселения. Наш род Багдыковых начинается с того, что в 1779 году на Дон привезли двух мальчиков-сирот. Их родители погибли во время переселения.

А были переселенцы, которые приплыли на донскую землю на своих кораблях. У одного нашего родственника, Тиграна АртаваздовичаЯгубянца, для постройки фамильного дома были использованы доски с корабля, на котором приплыли его предки. К сожалению, дом этот не сохранился. Его снесли. На этом месте в центре

Нахичевани красуется элитный многоэтажный дом. Теперь современные предприниматели из Нахичевани хотят сделать местный Нью-Йорк. Но это тема отдельного разговора…

Возвращаясь к переселению армян на Дон, надо сказать, что армяне сразу же, в 1780 году, стали заниматься предпринимательской деятельностью. Лесопромышленники доставили из Царицына большое количество леса и сибирского железа. Крымские владельцы кирпичных, черепичных, кожевенных, салотопных, спирто-водочных и свечных заводов за лето восстановили свои предприятия на новом месте. На правом берегу рекиТемерник были обнаружены богатые запасы известняка, там открыли каменоломни и стали добывать так называемый аршинный камень.

Как пишет С.С. Казаровв книге «Нахичеванское купечество», первыми начали работать в Нахичевани салотопные заводы. На базе салотопных заводов были открыты мыловаренные, свечные, кожевенные заводы, на берегу Дона открывались шерстомойки.

Уже в 1812 году путешественники с восторгом рассказывали о Нахичевани. Вот какие строки написал генерал И.А. Безбородко после того, как посетил Нахичевань: «Был я в гостином дворе, город многолюдный, регулярно расположены улицы. Строения в армянском вкусе. Дома чистые, по большой части покрытые черепицею. Есть и хорошие каменные дома. Церквей каменных несколько, довольно огромные! Садов много. Положение города прекрасное – на горе при реке Дон».

Таким город Нахичевань увидел генерал И.А. Безбородко через 33 года после его основания. К тому времени это был уже крупный и ухоженный город юга России. Важную роль в процветании донских армян играл и тот фактор, что они сотрудничали и дружили с казаками. Казаки дружелюбно относились к армянам. Конечно, в первые годы они осторожно присматривались к ним.

Но потом поняли, что с армянами можно находить общийязык и взаимовыгодно сотрудничать. Армяне охотно ездили по торговым делам в казачьи станицы. С.С. Казаров в книге «Нахичеванское купечество» приводит такой интересный исторический факт. Богатый армянский купец А. Хатранов решил торговать в Старочеркасскеи поселился там вместе со своими компаньонами. Они начали заниматься коммерцией. Казаки сказали Хатранову и его друзьям − нахичеванским купцам, что они не против, чтобы те жили в Старочеркасске. Но при одном условии: армяне должны стать казаками. Нахичеванские купцы испугались и вернулись обратно в Нахичевань. Хотя торговать со Старочеркасском продолжали и дальше.

Подобных примеров можно приводить еще много. Хочу лишь подчеркнуть, что своим экономическим расцветом донские армяне обязаны льготам, дарованным Екатериной Великой, а также своим врожденным предпринимательским качествам. Ведь недаром армян и евреев классики марксизма считали самыми буржуазными нациями в мире.

Георгий БАГДЫКОВ.