Арутюн Халибян и его лучший город Новороссийского края

Благодаря таланту легендарного нахичеванского головы Артемия (Арутюна) Павловича Халибяна (Халибова) город был одним из самых крупных и экономически развитых на юге России. Халибян родился в в1790 году в семье богатых армян, выходцев из крымского города Кафы (Феодосии). Он рано осиротел, учился в частной школе Серовба Патканяна.

Был одним из лучших  и любимых его учеников. Карьера Халибяна и как купца, и как общественного деятеля Нахичевани складывалась удачно. В двадцать лет он стал компаньоном известного нахичеванского купца Одабашьяна, который заметил в нем блестящие коммерческие способности и пригласил к сотрудничеству.

Халибян настолько сблизился с семьей  Одабашьян, что женился на дочери своего компаньона Катаринэ (Екатерине). От этого брака родились три дочери и один сын. Это был брак по любви, хотя и расчет купеческий здесь тоже присутствовал. Ведь Катаринэ имела хорошее приданное. Но Халибян, действительно, любил свою жену и свою семью. Используя связи отца Катаринэ, Артемий Павлович начал заниматься сельским хозяйством, земледелием, овцеводством. Он был одним из самых успешных купцов своего времени. Но Артемию Павловичу этого было мало. Он стремился любым способом попасть в руководство Нахичеванского Магистрата. Безусловно, Халибян был честолюбивым и властным человеком.

Артемий Павлович занимал руководящие посты в Нахичеванском Магистрате. С годами положение Халибяна укреплялось. Когда встал вопрос об избрании нового  главы Нахичевани, на который претендовал его родственник по линии жены Геворг  Одабашьян, сторонники Халибяна сделали все возможное, чтобы Геворг Одабашьян не стал во главе Магистрата. И все же  тогда Халибяну победить не удалось.  На трехлетний срок (с 1827 по 1829 годы) был избран совсем другой известный общественный деятель Нахичевани – Хачатур Хрмаджян. Но Халибян не сдавался. И в октябре 1832 года он все-таки был избран главой Нахичевани на трехлетний срок (с 1833-1835 годы). В канун празднования Нового 1833 года Артемий Павлович Халибян произнес торжественную клятву в Магистрате Нахичевани.

В общей сложности Халибян (Халибов) руководил городом Нахичеванью пятнадцать лет. ( Это по данным известного ростовского краеведа В.С. Сидорова). Его избирали на должность главы города пять раз!

 Как пишет В.С.Сидоров в книге «Четверть тысячелетия», Халибян оставил после себя противоречивую память. С одной стороны,  он во время Крымской войны безвозмездно передал Черноморскому  российскому флоту 10 тысяч пудов антрацита. Именно при нем инициировался вопрос о расширении нахичеванской пристани. За свой счет Халибян основал в Феодосии школу для мальчиков. Он пожертвовал на школу 50 тысяч рублей. Артемий Павлович пожертвовал также 20 тысяч рублей на духовную семинарию в Нахичевани. Списки его добрых дел можно продолжать и далее. Но с другой стороны, Халибян, выслуживаясь перед  властями, боролся за введение для горожан подушной подати.   Весь армянский мир в то время обсуждал перипетии в темной истории с церковными деньгами, судьбу которых, оказалось, невозможно выяснить  из-за неразберихи в делопроизводстве. Халибян  был в непростых отношениях с известными армянскими писателями, общественными деятелями Г.Патканяном и М. Налбандяном.

И все же … При руководстве Нахичеванью Халибяном город расцвел. Он развивал промышленность в Нахичевани, благоустраивал улицы, покрывал их брусчаткой, занимался освещением города. Главные организаторские усилия он приложил на создание училищ, школ. Халибян особое внимание  уделял просвещению горожан. Даже его оппоненты и противники признавали организаторские таланты Халибяна. Так, его известный оппонент, выдающийся писатель и демократ  Микаэл Налбандян писал: «Город все же довольно красив, дома европейской  архитектуры, особенно в центре, почти все из камня и кирпича. Церкви – их шесть, великолепны, и выдержаны в современном вкусе, собор Святого Григория Просветителя находится в самом центре города, на большой площади. Нахичеванские церкви славятся на всю округу».

А в отчете таганрогского градоначальника за 1850 год было написано следующее: «Нахичевань-на-Дону – один из лучших городов Новороссийского края. Ведет значительную  внутреннюю торговлю, в частности, несколько доходных кожевенных заводов и фабрик. Крестьяне Нахичеванского округа отличаются трудолюбием по отношению к остальному сельскому населению. Градоначальство характеризуется не только богатством, но и своеобразным  благосостоянием».

Так что, как мы видим, в том, что город Нахичевань был  «один из лучших городов Новороссийского края» есть несомненная заслуга Артемия Павловича Халибяна.

Я помню, кода в далёкие уже 80-ё годы я прогуливался по Нахичевани вместе с папой, заслуженным врачом России, Минасом Георгиевичем Багдыковым и известным краеведом Иваном Сергеевичем Чардаровым, то именно он впервые мне поведал о Халибове, рассказал о его жизни и заслугах перед городом.  А потом Чардаров мне рассказал интересную историю о Халибове и его слуге-арапчонке. Халибов был своеобразным человеком. Так, будучи городским головой, он старался придать своей личности особую значимость, хотел обратить на себя внимание горожан. Ему это удалось. У него на запятках кареты стоял арапчонок, который услужливо открывал дверь кареты.

Для Нахичевани это была сенсация. Большинство жителей города никогда не видели чернокожего человека. Нахичеванцы ходили смотреть на арапчонка как на чудо невиданное. Вскоре персонально для арапчонка на 26-й линии выше Степной улицы был построен дом. Арапчонок повзрослел, женился, говорят на армянке, у него появились дети. В Нахичевани этот дом называли домом арапа. С приходом советской власти на месте, где располагался дом, построили госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны. Но в народе ещё долгое время это место называли домом арапа.                                                                                  

   Несколько лет назад о Халибове (Халибяне) вспомнил «Вечерний Ростов». 

В «Вечернем Ростове» была опубликована статья А.Оленева, в которой рассказывалось о том, что в областное общество охраны памятников обратилась женщина, которая сообщила, что при ремонте в сновании её частного дома был обнаружен большой надгробный камень. Дом этот был построен в 1929 году, и семья занялась капитальным ремонтом.  Каково же было изумление людей, когда они в основании дома обнаружили надгробный камень.

На одной стороне черного отшлифованного гранита была надпись на армянском языке, на другой – по-русски написано Халибов. Была указана дата его рождения – 1790 год. Глыба гранита была массивной. По сути, она являлась краеугольным камнем в основании этого дома. Хозяйка дома рассказали корреспонденту «Вечернего Ростова» А.Оленеву, что в доме творится что-то неладное. По ночам она слышала непонятные звуки, похожие на человеческие стоны и хрипы. Собственно эти непонятные звуки и стали причиной того, что хозяева решили вскрыть пол и посмотреть фундамент. В результате они наткнулись на надгробие Халибова. Как же это надгробие оказалось в доме у ростовчанки? Оказывается, всё просто.

Халибов был похоронен во дворе церкви Святого Никогоса (Николая) в Нахичевани, которая стояла на углу 1-й линии и теперешней улицы Листопадова. В лихую «безбожную пятилетку», в двадцатые годы двадцатого столетия, церковь была разрушена, а могильные плиты растащили на строительные материалы. Вот так этот камень и оказался в основании дома. Как я уже упоминал, эта история была опубликованная в «Вечернем Ростове» в марте 2004 года. Она задела за живое многих ростовчан, в том числе и автора этих строк.

Нахичеванская-на-Дону армянская община, некоторые армянские предприниматели изъявляли желание вытащить это надгробие из фундамента дома и установить его в качестве памятника на Армянском кладбище в Нахичевани. Но все эти попытки остались безрезультатными. Надгробие Халибова и сейчас лежит в основании жилого дома. Провели лишь поминальную молитву по Халибову в подвале этого дома.

Мне очень хочется верить и надеется на то, что когда-нибудь настанет то время, когда надгробный памятник Халибову появится на Армянском кладбище. По значимости в истории Нахичевани с личностью Халибова можно сравнить только другого голову – Минаса Ильича Балабанова. Балабанов руководил Нахичеванью уже после Халибова. И Халибов и Балабанов сделали много для того, чтобы Нахичевань стал цивилизованным европейским городом.

Я уверен, что Артемий Павлович Халибов заслужил уважения своих потомков и их доброй памяти. Поэтому надгробная плита должна находиться не в основании частного дома, а на Армянском кладбище в Нахичевани на видном и достойном месте!

                                                                                        Георгий  БАГДЫКОВ.