Чубаров – основатель театра в Нахичевани сотрудничал с армянской партией Дашнакцутюн

Георгий Иванович Чубаров известен как основоположник театрального искусства в Нахичевани, разносторонне одаренный человек.

Чубаров был присяжным поверенным, членом попечительского совета духовной семинарии, председателем общества любителей драматического театра, основоположником армянского драматического театра в Нахичевани, автором многих пьес, режиссером театральных постановок.

При этом Чубаров был страстным садоводом-коллекционером. Особую симпатию он питал к хвойным деревьям, выписывал их из многих стран мира. У себя во дворе посадил «динозавровое дерево», в тот период единственное в городе. Такие деревья на нашей планете появились еще в те далекие времена, когда царствовали динозавры.

Особняк Георгия Ивановича Чубарова находится на 21-й линии. Построен он в 1910−1911 годах. Сейчас отреставрирован, и там размещается филиал КДЦ «Здоровье».

Как пишет в своей диссертации «Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) С. А. Манукян,  в связях с дашнаками был замечен видный общественный деятель Нахичевани Георгий Иванович Чубаров.

Хочу напомнить читателям, что партия Дашнакцутюн (или Армянский Революционный Союз) возникла в 1890 году на Кавказе, в Тифлисе, как партия социалистической ориентации. Эта партия  объединила революционные кружки и организации, действовавшие среди армян и имевшие народнический характер. Дашнаки ставили перед собой цель – создание свободной Армении в её исторических границах. Поэтому они всевозможно поддерживали национально-освободительную борьбу  армянского народа в Османской Турции.

При работе над диссертацией «Деятельность партии Дашнакцутюн на Дону (1905-1913 гг.) С.А. Манукян  изучил  немало документов Донского охранного отделения. И вот  в этих документах агенты царской охранки  писали, что, будучи гласным Нахичеванской Думы, с конца 1905 года, Чубаров принимал активное участие в собраниях  сочувствующих дашнакам жителей города. На этих собраниях он выступал перед  нахичеванцами и активно агитировал собирать  деньги на помощь  партии Дашнакцутюн. Ведь в этот период времени боевые отряды этой партии воевали против Османской империи и турок.    

С.А. Манукян  пишет: «В донесении начальника Донского охранного отделения говорилось, что «в начале 1906 г. совместно с Амазаспом Нахратянцем производил денежные сборы в пользу армянской революционной партии Дашнакцутюн, к которой сам и принадлежал». Именно он информировал членов партии о предстоящих собраниях, приглашая их на заседания записками следующего содержания: «М.Г., прошу пожаловать завтра… «   » числа в 8 часов в квартиру доктора Козорзова, 2-я линия, дом Абрамова, на совещание. Г.И. Чубаров». У него, как и у

М.И. Берберова, главным оружием были слово и перо: как известно, он активно сотрудничал в издаваемой молодыми дашнаками газете «Агавни» («Голубь»), которая выходила в 1904 году. Известно, что в октябре 1907 г. он был допрошен  жандармским ротмистром П.В.Розальон-Сошальским на предмет «исследования степени политической благонадёжности» и он не стал отрицать того, что являлся сотрудником газеты «Нор кянк».  К сожалению, более в документах Донского охранного отделения фамилия

Г.И. Чубарова не упоминается, из чего можно заключить, что его сотрудничество с партией Дашнакцутюн было ограничено лишь определённым этапом».

Надо отметить, что партия Дашнакцутюн имела свои печатные органы у нас на Дону. Газеты «Агавни» («Голубь») и «Нор кянк» («Новая жизнь») принадлежали дашнакам.

Если вы внимательно изучите содержание статей  газет партии Дашнакцутюн, то поймете, что идеология этой партии представляет смесь взглядов народовольцев и русских социалистов. Но все эти идеи  были направлены на построение независимого армянского государства и борьбу против турок и Османской империи.

Поэтому, с одной стороны,  царская охранка  относилась к дашнакам, как к социалистам, с недоверием. Но с другой стороны, старалась им не препятствовать в их борьбе против турок.

До Октябрьской революции 1917 года некоторые политические деятели называли город Нахичевань-на-Дону наполовину кадетским, а на вторую половину дашнакским. Потому как нахичеванская  интеллигенция в основном придерживалась  либеральных взглядов и поддерживала партию кадетов. Но в тоже  время не была безразлична к национально-освободительной  борьбе, которую вела партия Дашнакцутюн  против Османской империи.

 Именно поэтому в тридцатые годы минувшего столетия, при Сталине,  представители нахичеванской интеллигенции подверглись  жестким репрессиям. Но это уже другая история.

Георгий БАГДЫКОВ.