«Мотор» развития Нахичевани-на-Дону

«Мотором» развития Нахичевани называл нахичеванского голову Минаса Ильича Балабанова известный ростовский краевед, профессор Владислав Вячеславович.

Смирнов. Называл его так за те преобразования, который осуществил Балабанов. Вот что писал ростовский историк, краевед М. Краснянский в 1911 году:

«До вступления М.И. Балабанова городским головою Нахичевань представлял собой неустроенный, малопривлекательный, грязный городишко, без мостовых, освещения, водопровода и т.п. За десятилетний срок пребывания Балабанова на посту городского головы под его руководством были осуществлены самые крупные и важные мероприятия по модернизации города: кроме уже упомянутых выше – завершено сплошное мощение нахичеванских улиц, переулков, площадей, возведено пожарное депо, установлены чугунные столбы для освещения, построен дом для городского училища, театр, бойни, санитарный двор, открыт городской банк, учреждено

Николаевское благотворительное общество…».

Как пишет В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», дата рождения Минаса Ильича Балабанова точно не установлена. Известно только, что он родился в

1844 году. Происходил из купеческой семьи. Был Почетным гражданином Нахичевани.А заслуги его перед городом действительно велики. В 1872 году Балабанова избрали в гласные Нахичеванской Думы. С 1881 по 1888 годы он являлся членом городской управы. В 1888 году Минас Ильич стал городским головой Нахичевани. В этот период Нахичевань уже уступила по экономическому развитию лидерство Ростову. Ростов после постройки железнодорожного вокзала стал доминировать.

По данным краеведа М. Краснянского, в Нахичевани в 1881 году проживали 19672 человека, а в Ростове − 62731. Для нахичеванцев голова Ростова Байков, который превратил город в столицу юга России, стал примером. Они хотели видеть у себя в городе такого же Байкова. Минаса Ильича Балабанова называли «нахичеванским Байковым».

Профессор Смирнов приводит такую хронологию событий деятельности Минаса Ильича на посту городского головы.

15 марта 1888 года открывается телефонное сообщение между Ростовом и Нахичеванью. 15 мая 1889 года в Нахичевани построен первый водопровод. Вот как об этом событии писала газета «Донская пчела»: «С утра город принял ликующий вид. Это заметно было в необыкновенном оживлении, которое проявили граждане в дни открытия водопровода…».

В 1889 году при участии Балабанова было основано «Попечительство армянской церкви о бедных армянах».

В 1890 году распахнула свои двери первая женская школа Мариам Сармакешевой. А 9 мая 1890 года состоялось открытие конной железной дороги в Нахичевани.

Затем ее соединили с конной железной дорогой Ростова.

Интересно, что в связи с увеличением протяженности конной железной дороги, а также числа перевозимых ею пассажиров Ростовская управа разработала инструкцию по эксплуатации дороги. Это постановление Ростовской управы приводят Г.Л. Беленький и Н.Н. Редьковв своей книге «Маршрутом из прошлого в будущее»:

«…определяется рысью не более 12 верст в час. Езда вскачь нигде не допускается». То есть нельзя кучерам было превышать скорость. В вагоны не допускались люди, которые своим запахом или грязным видом могли отпугивать пассажиров. Например, трубочисты, маляры, селедочницы и прочие. Особые требования предъявлялись к кучерам. Они должны были быть не моложе 21 года, а также иметь справку о состоянии здоровья.

Это было что-то похожее на современное прохождение медицинской комиссии перед получением прав на вождение автомобиля.

При Балабанове в 1892 году началось строительство нахичеванской набережной. Это строительство было закончено через четыре года. Для тех лет это рекордные сроки.

При Балабанове был установлен на народные пожертвования памятник императрице Екатерине Великой с надписью: «Екатерине II – благодарные армяне».

Была открыта нахичеванская городская больница. Ее было решено назвать в честь императрицы Марии Федоровны Романовой. Эту нахичеванскую больницу так и называли − Мариинской. Сейчас на этом месте располагается онкоинститут (РНИОИ).

При Балабанове в Нахичевани появилось уличное электрическое освещение. Была открыта Екатерининская женская гимназия. А в 1894 году в Александровском саду (ныне это парк имени Вити Черевичкина) была установлена Александровская колонна.

При Балабанове увеличилось число жителей Нахичевани. По данным энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в Нахичевани в 1896 году проживали 32174 человека. В это время здесь функционировали: Армянское духовное училище, Армянский сиротский суд, Нахичеванско-Бессарабская духовная семинария, публичная библиотека, Гогоевское женское училище, общество любителей драматургического искусства, женское армянское общество «Попечение».

Мало кто знает, что Балабанов был не только купцом, городским головой, но и издателем. В 1893 году он купил у известного ростовского и нахичеванского издателя И.А.Тер-Абрамиана (Тер-Абрамяна) газету «Донская пчела». Затем эту газету он преобразовал в еженедельное издание «Юг». Кстати, на страницах этой газеты и была напечатана известная рукопись Г.Х. Чалхушьяна «Историческая записка о городе Ростове-на-Дону». Эта газета была очень смелой и, можно сказать, либеральной. В итоге царские цензоры приостановили ее деятельность в 1894 году на восемь месяцев.

Минас Ильич Балабанов имел такой большой авторитет среди жителей Ростова и Нахичевани, что был одновременно гласным Нахичеванской и Ростовской Дум.

При Балабанове в Нахичевани была возведена русская православная церковь Святого Александра Невского. Она была построена на средства купца И. Шушпанова.

После трехлетнего перерыва в 1901 году Минас Ильич Балабанов вновь занял должность городского головы. Утвердил его на эту должность Войсковой наказной атаман. На заседании Нахичеванской Думы его поздравил один из самых уважаемых и известных людей города, литератор, публицист, лидер кадетской партии,

Григорий Христофорович Чалхушьян.

В книге В. Сидорова «Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» опубликована эта речь Чалхушьяна. Он, в частности, говорил: «Уважаемый Минас Ильич! Поздравляю Вас сердечно с утверждением в должности городского головы, поздравляю и от имени Думы, которая почтила Вас избранием, и от имени всего населения, которое не могло быть безучастно к этим выборам, которое знало Вас по прежней блестя щей деятельности. И на мне, как на гласном, лежит прямой долг теперь же, в первом заседании Думы, публично громко заявить, что такого талантливого головы у нас еще никогда не было».

Я полностью согласен с мнением Чалхушьяна. Такого же мнения придерживаются и историки, краеведы. Балабанов был лучшим городским головой того времени.

Интересно, что у Минаса Ильича было много планов, которые он не успел осуществить. Например, он намечал углубить проток, разделяющий Зеленый остров и правый берег Дона. Он хотел сделать этот проток пригодным для прохода крупных торговых судов. Он также собирался соединить набережные Нахичевани и Ростова в одну большую и красивую набережную. Эти его планы сейчас, в двадцать первом веке, пытаются осуществить наши городские власти.

Кроме того, Балабанов мечтал пустить паровой трамвай из Нахичевани в Сурб Хач. При этом Минас Ильич умел пополнять казну города за счет налогов. Кстати, его за это многие не любили. Но налоги он брал с богатых. Как пишет профессор В.В. Смирнов в книге

«Нахичевань-на-Дону», когда мы ругаем рост цен в нашей современной жизни, неплохо бы знать, что при «старом проклятом капитализме» цены на рынках и за проезд на частном транспорте регулировались государственными органами. Этим обстоятельством пользовался Балабанов для пополнения казны Нахичевани. За это его и не любили некоторые предприниматели того времени. Более того, в 1905 году Балабанов задумал реформу нахичеванской полиции! Но этого Нахичеванская

Дума уже выдержать не могла. Гласные не поддержали начинания Балабанова. Размолвки и трения между гласными Думы и Балабановым усилились в 1915 году. Минаса Ильича обвинили в растрате общественных денег.Повторилась печальная история столкновения ростовского головы Байкова с известным гласным Думы Ткачевым, тоже человеком уважаемым и достойным. Только на этот раз Балабанову противостояли авторитетные нахичеванские гласные – И.М. Келле-Шагинов, И.Я. Алексанов, С.И. Пирожков. Но всех примирил 1917 год…

Я уже писал, что историкам не известна точная дата рождения Минаса Ильича Балабанова. Но мы не знаем и даты его смерти. Минас Ильич Балабанов навсегда покинул Нахичевань в годы Гражданской войны. Дальнейшая его судьба остается неизвестной.

Но я не устаю напоминать о том, что никто не мешает установить памятные доски и бюст Балабанова в Нахичевани. И сделать это можно было бы в парке имени Н. Островского (его заложил до революции Минас Ильич, это место так и называли − Балабановскими рощами), а также в парке имени Вити Черевичкина (до революции Александровский сад, также основанный Минасом Ильичом).

Георгий БАГДЫКОВ.