Как в Ростове появились армяне-католики

Недавно, перебирая свои старые фотоальбомы, я случайно увидел фотографии с торжественного открытия Католического храма Тайной вечери у нас в Ростове-на-Дону. На этих фото я со своим другом Григорием Акоповым запечатлен с прихожанами храма во время торжественной литургии.

Сегодня мой друг Григорий Леонидович Акопов является профессором, доктором политических наук. А тогда, в начале двухтысячных годов, мы с Григорием задумали создать сайт Нахичевань. ru. Фактически создателем этого сайта и стал Григорий, который, кстати, существует до сих пор.  По нашей задумке, сайт должен рассказывать об истории Нахичевани, культуре донских армян, об известных людях, которые своей деятельностью  прославили наш донской край.

И видимо, поэтому нас с Григорием пригласили в сентябре 2004 года на открытие Католического храма в Ростове. Нам сказали, что частично литургия будет идти и на армянском языке, потому как среди католиков Ростова есть немало армян. Мы были тогда очень удивлены. Ведь подавляющее большинство армян являются прихожанами Армянской Апостольской Православной Церкви. Именно так официально называется  Армянская церковь, духовный центр которой располагается в Святом Эчмиадзине, в Армении. Но, оказывается, есть среди армян приверженцы католицизма. Более того,  существует и Армянская Католическая Церковь, которая была образована в 1742 году. В 1742 году папаБенедикт XIV утвердил бывшего епископа Армянской Апостольской Церкви Авраама Ардзивяна (16791749) католическим патриархом Киликийской Армении с резиденцией в Ливане.Новый патриарх стал именовать себя Авраам Пётр I, и все, кто наследовал патриарший престол, также вводили в свой церковный титул имя Петрос (Пётр). Кстати, сегодня духовный центр армян-католиков также находится в Ливане, в Бейруте.

Итак, мы с моим другом Григорием Акоповым, как создатели сайта, который рассказывает о культуре и об истории армян, по приглашению попали на открытие Католического храма Тайной вечери в сентябре 2004 года.

На освящение храма прибыли верующие и гости из многих стран мира. Были представители Нигерии, Анголы, ЮАР, Замбии,  Чили, Перу, Польши, Германии, Грузии, Украины, Армении и других стран.   Надо сказать, что и  сам обряд освящения тоже стал международным действом.  В тот день в стенах храма звучал армянский, английский, польский, русский, языки народов Африки, Азии, Южной Америки.  В тот год кроме современного здания храма было закончено строительство  духовно-благотворительного комплекса с прекрасной видеотекой, музыкальным салоном и компьютерным залом.

Тогда я задумался над вопросом, каким образом в Ростове появились армяне-католики.   Надо сказать, что крупные  армяно-католические общины стали появляться  в Российской империи во второй половине  XVIII века. Это было связано с включением в состав империи новых территорий, в том числе Польши, где проживали армяне-католики. Как пишут М.И. Отдельский и М.М. Одинцова в работе «Армянская Католическая Церковь в России: исторический и современный аспекты: XVIII-XXIвв», в период  между 1720 и 1760 – ми годами на территории Северного Кавказа появились большие общины армян-католиков беженцев из Турции и Персии.

По данным М.И.Отдельского и М.М. Одинцовой, в годы Геноцида армян в Османской империи в начале двадцатого века из 150 тысяч армян-католиков чудом спаслись около 20 тысяч. В числе погибших 1 архиепископ, 10 епископов, 169 священников, 61 монахиня. Часть верующих смогли спастись в Армении и Южной Грузии. Армяне-католики стали появляться и в Ростове-на-Дону. Надо сказать, что в Нахичевани к армянам-католикам относились с недоверием, их не очень любили, считали вероотступниками. Я даже помню, как в моем детстве, когда кто-то что-то по религиозным понятиям делал   не так, то старики могли  с негодованием спросить: « Почему себя так ведешь? Ты — католик?». Хотя Нахичевань –на- Дону город был интернациональный и веротерпимый. В Нахичевани жили и католики – поляки, немцы. Но повторю еще раз, к армянам-католикам нахичеванцы почему-то относились с недоверием.

Правда,  есть интересный исторический  факт. По данным интернет-энциклопедии Хайазг, в начале двадцатого столетия в Ростове-на-Дону недолгое время служил армяно-католический архиепископ,  духовный лидер католиков армянского обряда Российской империи Саркис Тер-Абрамян. Он родился  в 1868 году в городе Александрополе  (ныне Гюмри, Армения).  Кстати,  Тер Абрамян во время Геноцида армян 1915 года в Османской империи писал письма в Ватикан с описанием фактов уничтожения армянского населения. После Ростова-на-Дону Тер-Абрамян служил в Феодосии, в Крыму. Но во время  Октябрьской революции 1917 года  подвергся репрессиям. К счастью, сумел уехать в Италию, в Рим,  где и умер в 1952 году.

Интересно, что общая численность армян-католиков в мире  на 2015 год, по данным AnnuarioPontificio, — 737 тысяч человек в 99 приходах, 17 епископов, 84 священника.  Современные  армяне-католики Ростова  являются, в основном, переселенцами из Грузии,  из  Ахалцихского, Ахалкалакского ,Богдановского  районов этой страны. Все эти люди приехали в Ростов в конце XX века, когда войны в Закавказье, экономическая  и социальная неустроенность заставила этих беженцев искать лучшей доле в России. Но при этом армяне-католики сохранили свою веру и свои традиции. К счастью, сегодня  между Армянской Католической и Армянской Апостольской Православной  Церквями нет антагонизма

Вот так фотографии из далекого уже 2004 года заставили меня вспомнить об истории армян-католиков.

Георгий БАГДЫКОВ.