Философия Действительности. К 90-летию выдающегося донского ученого А. М. Минасяна

Сорок лет назад издательством Ростовского государственного университета была выпущена в свет первая монография доктора философских наук, профессора Артавазда Михайловича Минасяна «Категории содержания и формы», которая и поныне остается одним из наиболее глубоких и значительных исследований в отечественной философии, посвященных этой теме. В предисловии к данной работе автор заявлял о своей твердой приверженности принципу тождества диалектики, логики и теории познания в исследовании философских проблем. Этому принципу он был верен до конца своих дней, что ярко подтверждалось и его последним замечательным трудом, качественно отличавшимся от иных аналогичных изданий, фундаментальным учебником «Диалектика как Логика». В этом интереснейшем трактате автор, говоря его же словами, сделал попытку изложить диалектический материализм на основе философского богатства » Капитала» Карла Маркса — как по форме, так и по логическому содержанию. И надо сказать, что эта попытка оказалась весьма успешной. Системно — логический характер учебника, предтечей которому были знаменитые «минасяновские» курсы лекций по диалектике в семидесятые годы ХХ века, проявляется в его комплексном содержании, когда научно — диалектическая теория высвечивается через призму авторской концепции «Учения о материи» и » Учения о сознании» и затем фокусируется в интегральное целое (Единое) — «Учение о действительности». Последнее включает в себя такие оригинальные философские эссе, как: «Тождество материального и идеального (содержащее «мыслеобразы» о взаимопроникновении, взаимопревращении и взаимоисключении материального и идеального), «Объект и субъект», «Социальная экология», «Необходимость и свобода» и другие.

Следует вспомнить и такую, в значительной мере остропублицистичную, монографию А. М. Минасяна, которая называется » До каких пор? (логика «Капитала» Маркса и современное обществознание)». Она была издана в 1989 году, и в ней он со всей присущей ему страстностью отстаивал необходимость реализации как в науке, так и в образовании принципа совпадения (тождества) диалектики, Логики (с большой буквы) и теории познания. По этому же поводу он в живой полемической форме раскрывал квинтэссенцию положений диалектической логики в популярной книге «Диалектика и Софистика».

И все же его обобщающий философский труд, а именно » Диалектика как Логика» (1991 г.) занял особое место в творчестве ученого и педагога А. М. Минасяна, так как на протяжении всей его многогранной научно-преподавательской деятельности проблематика этой работы постоянно находилась в центре его внимания и исследовательского интереса. Именно неустанные размышления и поиск путей формирования подлинно научной философской Логики и позволили автору создать столь оригинальный и неустаревающий Учебник для будущих философов и не только для них.

Его многое роднило с Эвальдом Васильевичем Ильенковым, знаменитым российским философом (также воевавшим на фронтах Великой Отечественной), который всего себя без остатка посвящал созданию «Диалектической Логики», исходя из Марксовой логики и истории диалектики в целом. То ,что в силу трагических жизненных обстоятельств не успел довести до определенного завершения Э. В. Ильенков, а именно написать учебник по диалектической логике, осуществил А. М. Минасян, буквально выстрадав свою » Диалектику как Логику». И хотя эта книга требует от ее читателя в меру подготовки в смысле овладения философским категориальным тезаурусом, она сторицей вознаграждает того, кто не жалеет времени на такую работу и изучает ее » во всеоружии». Конечно же, это не т.н. «Лотто-миллион», сулящий крупный денежный выигрыш, но эта книга способна дать такой заряд энергии мысли для заинтересованного и пытливого ума, что, пожалуй, он может постоянно «питать» занимающихся данной проблематикой «любомудров», да и не только их. К месту будет вспомнить здесь эпиграмму А. Сумарокова, писавшего свыше двухсот лет тому назад (а как свежо звучит!):

Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог
Конечно, голова в почтеньи меньше ног.

Очевидно, что желая сохранить и приумножить интеллектуальный потенциал, в том числе науку, культуру и образование, Российское государство должно позаботиться о сбережении и всемерном укреплении экономико-социальной, финансово-материальной и духовно-нравственной базы этих важнейших сфер. Вместе с тем, говоря словами Гегеля, «надо иметь образование, приучающие мыслить, и не пребывать только в чувственном: надо применять к предметам форму всеобщности и в воле также ориентироваться на всеобщее». В своей знаменитой «Философии права» этот великий ученый обоснованно резюмировал: «Образованию, мышлению, как сознанию единичного в форме всеобщего, свойственно понимать Я как всеобщее лицо, в котором все тождественны. Значение человека в том, что он человек, а не в том, что он еврей, католик, протестант, немец, итальянец и т.д. Это сознание, для которого значима мысль, бесконечно важно — недостатком оно является лишь в том случае, если оно в качестве космополитизма фиксируется на позиции, которая заставляет его противостоять конкретной государственной жизни».

Не один десяток лет мы знали Артавазда Михайловича Минасяна как человека и ученого, чуждого всякой кичливости и закрытости, обладавшего замечательным чувством юмора, которое он сохранял, невзирая ни на какие обременительные обстоятельства и тяжелые недуги. Это в полной мере проявилось и в его философских сочинениях, в тексты которых он, по его же собственному откровению, то здесь, то там «вкраплял капли юмора». Вот один из наглядных образчиков того из книги «Диалектика как Логика», где буквально написано следующее: «Но что сказал бы старик Гегель, если бы узнал на том свете, что не только «необразованный» человек неуверенно шатается туда и обратно, но и вполне «образованные» руководители великой страны, которые считают, что лучший способ борьбы против алкоголизма — корчевка виноградников, лучший способ борьбы против нищеты — повышение цен … Но все это и многое тому подобное уже было. Теперь нужно ждать с трепетом высочайшего указа: лучший способ борьбы против проституции — кастрация мужчин и т.д. Вот так «под корень» по той же «логике»…

Сказано больше десятка лет тому назад, а звучит исключительно актуально.

В завершении хотелось бы охарактеризовать итоги более чем полувековой научной деятельности А. Минасяна словами известного российского мыслителя Ивана Ефремова:

— Истинное творчество всегда глубоко оригинально, органично, неувядаемо. Настоящий писатель как бы рассыпает по своим сочинениям сверкающие жемчужины идей. Пожалуйста, современники и потомки, берите! Пользуйтесь на здоровье! Будьте творцами, а не эпигонами!

Ю. А. Жданов
Член-корреспондент Российской Академии Наук, профессор,

Л. В. Акопов
доцент Северо-Кавказской академии государственной службы.

Добавить комментарий