Нахичеванское-на-Дону армянское женское общество пособия бедным

Во вт. пол. XIX — нач. XX века благотворительная деятельность получила широкое распространение в Нахичевани-на-Дону. Одним из свидетельств этого является деятельность Армянского женского общества пособия бедным.


Общество возникло в Нахичевани в самом начале XX века, в 1901 году. Активную роль в его создании сыграла Армянская церковь в лице протоиерея X. Зарифьяна. Главной целью создания общества объявлялось «облегчение участия обездоленных сестер наших, обучая их ремеслу, дабы дать им возможность в будущем личным трудом прокормить себя и семью свою»1.

Во главе общества стояло правление, состоящее из 12 человек (все они были женщинами-армянками), председательницей которого являлась Брабион Сагирян. К 1 января 1914 г. общество имело 20 пожизненных и 257 действительных членов. В списке пожизненных членов мы встречаем имена авторитетнейших горожан — И. Е. Хитранона, М. О. Хрмаджсиа, Г. X. Чалхушьяна. В числе действительных членов также известные фамилии — Искидаровы, Кистовы, Кечекъяны, Сатаровы, Сармакешевы, Генч-Оглуевы и др.

Деятельность Женского общества пособия бедным была направлена преимущественно на содержание и управление мастерских дамских и детских нарядов. Число учениц в мастерской в течение учебного года не было постоянным. Так, например, в 1913 г. в начале года была 21 ученица, в течение года вновь поступило 15, а по различным причинам выбыло 4 ученицы. Из 32 учениц 5 содержалось за счет церковного попечительства, а одна была зачислена стипендиаткой имени протоиерея X. Зарифьяна. Кроме содержания мастерской общество содержало неимущих учениц в женском училище св. Рипсимэ (в 1913 г. содержалось 42 ученицы, за которых общество внесло 504 руб. в год)2.

Преподавательский состав мастерской состоял из заведующей и шести мастериц, пятеро из которых в свою очередь были выпускницами этой же мастерской. Годовой оклад персонала был различный. Так, если заведующая мастерской получала 1000 руб. в год, то жалованье мастериц колебалось от 420 до 60 руб. в год. К тому же заведующая имела право на проживание в здании мастерской.

Занятия в мастерской начинались в 8 часов утра и заканчивались в 6 часов вечера с перерывом 1 час на обед и 0,5 часа для завтрака. Как ученицы, так и мастерицы завтрак и обед получали за счет общества непосредственно в здании мастерской. Общее количество занятий составляло примерно 214 в год. Интересно отметить, что мастерская принимала заказы на пошив одежды исключительно от членов общества. Так, за 1913 г. было изготовлено изделий в количестве 185 на сумму 1060 рублей 15 копеек3.

Правление общества зорко следило за ходом занятий в мастерской. С этой целью было учреждено членами правления ежедневное дежурство. На хрупкие женские плечи членов правления легла масса хозяйственных вопросов, в особенности покупка материалов для кройки и шитья и вообще всего необходимого для мастерской и ее учениц, включая даже журналы мод.

Определенный интерес представляет финансовое состояние общества. Денежными вопросами занималась ревизионная комиссия, состоявшая из трех членов. Общество располагало неприкосновенным капиталом (к 1914 г. он равнялся 2262 руб. 40 коп.), который был помещен в банк и давал проценты. Согласно §14 Устава общества 5% от всех годовых поступлений подлежало отчислению в неприкосновенный капитал. В 1913 г. сумма годового дохода составила 6197 руб. 94 коп., из которых 309 руб. 89 коп. было отчислено в неприкосновенный капитал, который и составил указанную выше сумму4.

Разумеется, что ни на проценты от основного капитала, ни на доходы от пошива одежды общество существовать не могло. Каковы же были основные источники его существования? Без сомнения, это добровольные пожертвования. В списке жертвователей мы находим как организации, так и частные лица. Среди организаций — Сельскохозяйственный банк, Ростово-Нахичеванское-на-Дону общество взаимного кредита, Нахичеванская городская управа, Церковное попечительство. Средняя сумма пожертвований от частных лиц составляла примерно от 10 до 15 руб. Интересно, что пожертвования производились не только деньгами, но и различными полезными вещами. Так, Е. Н. Анпеткян подарил обществу ящик халвы, М. К. Капанакьян — два фунта чая и 20 фунтов сахара, А. А. Сариян — 4 ножниц, а Б. Я. Сагирьян — книги. Пожертвования в фонд общества делались не только армянами, но и людьми других национальностей. Так, житель Нахичевани известный еврейский предприниматель И. А. Рубанчик пожертвовал 50 руб., другой житель еврейского происхождения Н. А. Гордон — 25 руб.

Те, кто не мог помочь деньгами или полезными вещами, помогали, как могли. Врачи А. И. Салтыков и 3. Гурвич бесплатно лечили учениц мастерской.

Если не хватало и этих средств, правление проявляло чудеса изобретательности по их добыванию. С целью увеличения источников поступления правление организовывало лотерею-аллегри, устраивало сеансы показа картин. Проведение этих мероприятий по одному разу в год могло принести доход в сумме более 2 тыс. руб.

Для менталитета «среднего» армянина-нахичеванца было характерно рассмотрение жены как домохозяйки, заботливой матери и жены5. Однако далеко не все армянские семьи могли позволить себе такое, и некоторые из жен вынуждены были искать возможности для заработка. В качестве возможной работы допускалось преимущественно швейное дело, сравнительно легкий труд и к тому же допускавший возможность «надомной» работы6. Обучением этой ценной специальности и занималось общество. Даже некоторые неимущие девушки после обучения в мастерской, пользуясь финансовой помощью общества, открывали собственные мастерские.

Таким образом, короткий анализ деятельности Нахичеванского-на-Дону армянского женского общества пособия бедным позволяет сделать вывод о том, что благотворительность была широко распространена в Нахичевани, а такие чувства, как доброта, гуманность и сострадательность не были чужды армянскому населению города.

Общество просуществовало приблизительно до кровавых событий 1918 — 1919 годов, когда о благотворительности и гуманности уже никто не вспоминал.

С. С. Назаров, кандидат исторических наук

Примечания:

  1. Отчет о деятельности Нахичеванско-го-на-Дону женского общества пособия бедным за 1913 год. Нахичевань-на-Дону, 1914. С. 5.
  2. Там же. С. 4.
  3. Там же. С. 5.
  4. Там же. С. 8.
  5. См., например, Греков А. М. Среди донских обывателей. Ростов-на-Дону, 1894. С. 74.
  6. Так, учебная программа женского училища св. Рипсимэ содержала ряд предметов, которые были необходимы будущей жене и домохозяйке.

Добавить комментарий