Страна предков в сердцах берлинских армян

Наш рассказ об армянах в Берлине. Режиссёр, художник и другие люди, занимающиеся творческой деятельностью, пытаются в культурных традициях сохранить связь со своей Родиной.

Неспеша выходит из кухни Самвел Овасапьян и бросает взгляд на ресторан. Сейчас, в послеобеденное время, «Двин» на Уладштрассе почти совсем пуст. Только за одним столом в центре зала сидит пара гостей, которые разговаривают между собой по-русски. По радио звучит немецкий шлягер, на стенах большие картины – фото строительства в Шанхае. Столы покрыты белыми скатертями, практически ничто не говорит о том, что «Двин» считается как в самом Берлине, так и за его пределами, центром армянского гостеприимства. Среди своих гостей Самвел узнаёт не только армян, но и русских, немцев, а также евреев, община которых находится совсем рядом с «Двином».

Все они очень ценят семейную атмосферу ресторана. «Двин» — это не просто ресторан, это место где собираются люди с определенным уровнем культуры, место где можно окунуться в атмосферу кавказского гостеприимства. Самвел приехал в Берлин в 1971 году. Здесь у него родилось трое детей. Его жена, Ракел, хозяйничает на кухне. Старший сын Вагак также работает в ресторане, который назван в честь маленького города, расположенного в центре Армении. В середине прошлого века Двин был провинциальным городом, сегодня там живёт три тысячи человек. Именно столько же армян сегодня проживет и в самом Берлине. Это обстоятельство сыграло свою роль в выборе названия ресторана. Меню ресторана также «пропитано» ностальгией: хоровац (мясо из баранины на шампуре), маринованные овощи, лаваш (традиционный армянский хлеб). Фирменное блюдо – толма (фаршированное мясо в виноградных листьях). Гостям «Двина» все эти армянские блюда напоминают об их детстве, всё равно, где они родились, будь то Россия, Иран или Армения.

Самвел Овасапьян знает, что не только классические рецепты армянских блюд объединяют народ. Он заботится о сохранении национальной культуры. Поэтому в ресторане проходят выставки армянских художников, демонстрируются фотографии и презентуются книги. Сам Самвел написал автобиографические рассказы о своей жизни в Иране, Армении и Германии. В «Двине» деятели армянской культуры чувствуют себя, как дома. Все знают, что нелегкая армянская доля разбросала нас по всему миру, но куда бы не занесла судьба армянина он всегда старается сохранить свою самобытность и культуру. И пример с Самвелом и его семьей наглядное тому подтверждение.

Армяне часто собираются на мероприятиях и в общинах. В армянской общине при церкви им. Луиза на Бехаймштрассе вопрос об армянской диаспоре обсуждается очень бурно. Из-за геноцида в 1915 году армянский народ разбросало по всему миру. Армяне пытаются найти свою общность среди многих вещей, в том числе среди элементов культуры. «Я один из тех разбросанных армян в мире, который познал много страданий, но оставался всегда верен самому себе», — пишет поэт Геворг Эмин в книге «Армянская симфония», — Сегодня я странник, а завтра уже гражданин моей Армении».

Какую роль играет армянский идентитет для тех из них, кто живет в Берлине?

Режиссёр Размик Мелкумян с 22 лет живёт в Берлине, практически пол своей жизни. Он родился и вырос в Иране. Много путешествовал, но больше всего полюбил Берлин: «Здесь каждый может найти свой уголок, всё равно, какой у тебя характер, и какой ты человек». А что насчёт Армении, Еревана?

Размик мило улыбается. Недавно он был впервые в Ереване для того, чтобы собрать информацию для своего нового фильма. В своих мечтах Размик видил Армению в различных цветовых гаммах ,как солнечную и светлую страну. Таким он и сделал свой фильм: цветные, как его мечты, яркие как картины великого художника Мартироса Сарояна, сцены города. Он боялся, что в действительности разочаруется. В Ереване живёт знакомый Размика. Однажды вечером режиссёр стоял на балконе и смотрел на город. И вдруг он увидел слева от себя дом из своего фильма: такие же цвета, та же архитектура, действительность из его мечты. С тех пор он восхищается Арменией, и его глаза блестят, когда он рассказывает о своём визите. Для тех, кто там не живёт, Армения стало страной сердца. Один из таких людей – Арчи Галентц.

В то время как в общине на Бехаймштрассе с докладом о Диаспоре выступала его соотечественница, Арчи нарисовал портрет докладчицы. У каждого живущего в в Берлине армянина есть свое мнение о том, что значит быть армянином сегодня. Для одних – идентичность заключается в языке, для других – в принадлежности к армяно-апостольской церкви. Около 94 % жителей Республики Армения – принадлежат к армянской-апостольской церкви. Уже в 301 году н.э. Армения, первая страна в мире, приняла христианство в качестве государственной религии. Другие придают значение прежде всего культурным традициям – музыке, танцам, литературе и искусству, свидетельствующих об армянском минталитете.

С этим согласен и художник Арчи. После прочитанного в общине доклада Арчи пригласил в свою квартиру режиссёра Размика, докладчицу и некоторых слушателей. Стены его квартиры – студии увешаны картинами. Это и портреты, и ландшафты, и сцены с изображением улиц Берлина-города, который он очень любит. Здесь встречаются друзья и знакомые Арчи за чашкой кофе или за бокалом армянского вина. Сам Арчи из семьи художников. В России и Армении его родители сделали себе имя. «Чувство Родины, — по словам Арчи, — ощущается через культуру». Что это означает? В книге Геворга Эмина «Семь песен об Армении» автор цитирует своего коллегу Уильяма Сарояна: «Хоть пишу я на английском и по рождению американец, я себя считаю армянским писателем. Слова, которые я употребляю, английские, среда, которую я описываю, Америка, но дух, который заставляет меня писать – армянский. Следовательно, я армянский писатель». Этот дух ощущают и армяне, живущие в Берлине. Для армян это означает взгляд не только в прошлое, но и в настоящее и в будущее. Чувство принадлежности к земле предков усиливается и живёт в культурных традициях, музыке, танцах и других видах искусства.

Арчи говорит о силе традиций и эмоций: «Рука армянского художника узнаваема через цветовую гамму. Цвет – важнейший инструмент в работе художника». Если говорить об армянской палитре красок, то она прежде всего в картинах Мартироса Сарьяна, который написал следующее: «Страна – как живой источник. У неё есть душа. И без Родины, без связи с ней, никто не может сам познать свою собственную душу». Армяне Берлина ищут эту связь с Родиной в традициях своего народа. Арчи Галентц и его гости кажется её нашли. Когда они расстались, уже смеркалось.

Но сердца их согревались мыслями о родине предков.

Анна Акопова