Маэстро снова в Ростове

24 мая в ростовском театре драмы имени М. Горького состоялся концерт Дживана Гаспаряна, всемирно известного виртуоза дудука, древнего армянского музыкального инструмента, сделанного из абрикосового дерева. Кстати, именно это дерево создает необычный тембр инструменту. Складывается ощущение, что дело не в дудуке, а в абрикосе. Ведь не зря абрикосовый цвет всегда считался национальным колором Армении, а римляне, называли абрикосы «armeniacae», что в переводе с латыни – «армянский». Возможно поэтому, только эта обычная абрикосовая дудочка в состоянии передать чувства и эмоции армянского народа. А в руках настоящего мастера дудук рисует пейзажи Армении и рассказывает историю этого многострадального народа.

Дудук, на котором играет маэстро, живет у него уже тридцать семь лет. Кроме того, Дживан Гаспарян играет на зурне, свирели, кларнете и поет высоким голосом.

— Парон* Гаспарян, много лет вы играете на одном и том же дудуке. Чем он вам дорог?

— Очень привязался к нему! Этот дудук для меня как родное дитя. Если, не дай Бог, потеряю его, вряд ли смогу выходить на сцену. Вот, недавно, на гастролях в Японии мне подарили маленькую национальную дудочку, похожую на дудук, но звучит по-другому. Мало таких инструментов, которые бы могли проникать в душу, как армянский дудук.

— В прессе была информация, что вы готовите совместный проект с группой «Queen»…

— Да, они мне предложили, а я не отказался! Но мы уже записали три темы. Теперь ребята занимаются аранжировкой. Посмотрим, что из этого выйдет! Мне не впервые приходиться работать с всемирно известными музыкантами. До «Queen» я работал с Питером Гебриэлом, Лайонелом Ричи, Стингом, Майклом Бруком, Брайаном Ино… Всех и не упомнишь! В ближайшем будущем выступлю в дуэте с Шер и Шарлем Азнавуром. Возможно, это произойдет уже в этом году, так как 26 августа в Москве пройдет какой-то фестиваль, на который меня пригласили выступить с Азнавуром. А пока есть время, мотаюсь по гастролям: Через несколько дней концерт в Турции, потом в Болгарии, Румынии и Венгрии. Если останутся свободные дни, отправлюсь в Ереван. Очень соскучился по родине. Америка, конечно, хорошая страна. Там я живу со своей семьей, работаю, но тяга к исторической родине берет свое. На чужбине даже цветы иначе пахнут.

— Известно, что кроме звезд мирового вокала, с которыми работаете, вы также озвучивали саундтреки к голливудским кинофильмам. Как писалась музыка к картинам? Ведь наверняка вы не были знакомы с сюжетом?

— Я всегда импровизирую! Настоящий дудукист обязан уметь импровизировать. То, что вы слышали в фильме «Гладиатор» и «Последнее искушение Христа», все это – им-про-ви-за-ци-я. Сейчас на экраны вышли два новых фильма – «Снег и пепел» и «Код да Винчи». В этих кинофильмах также звучит дудук в моем импровизированном исполнении.

— Как все это потом укладывается в голове?

— Несмотря на то, что мне – 78, я, все же, пока в здравом уме и у меня великолепная память. Что-что, а музыка, однажды исполненная, остается в моей черепной коробке надолго. Никогда не жаловался на память.

— Парон Гаспарян, а как вам работается с американцами?

— Замечательно! В Голливуде очень хорошо ко мне относятся, часто приглашают на светские вечеринки, но я отказываюсь от приглашений. Слишком стар для таких мероприятий! Жаль, конечно, что мир узнал Гаспаряна в его преклонном возрасте. В молодости жил в СССР. Теперь, когда самые лучшие годы жизни остались позади, я вращаюсь в кругах звезд с мировыми именами. Причем примечательно, что я никого из них не искал ради собственной карьеры. Хотя бы потому, что не знал их. Американские творческие мэтры сами меня разыскали и предложили сотрудничать.

— Но вы и в СССР были вхожи в кулуары высшего света?

— Что вы! Меня знали в пределах Армении. Я стал народным артистом этой республики, профессором Ереванской консерватории, где долгое время преподавал. Перед правительством выступал лишь однажды, 19-летним юношей, на Всесоюзном музыкальном фестивале в Москве, в 1947 году. В зале сидел Сталин. Я знал об этом и очень волновался. Мое исполнение на дудуке понравилось товарищу Сталину. Он поднялся на сцену, положил руку на мое плечо и спросил: — «Как тебя зовут, сынок?». – Я ответил: — «Дживан, товарищ Сталин!» Генералиссимус снял с руки собственные часы «Победа» и протянул мне со словами: — «Носи на здоровье! Будешь великим музыкантом».

— Пророчество «отца народа» сбылось.

— Великий – не великий, но меня, конечно, знают и уважают. А что касается часов, то в 50-е годы мне пришлось продать их. Семья очень нуждалась в деньгах. Сталинский подарок оказался самой ценной вещью в доме. А что еще оставалось делать?!

— Слышал, что на одном из площадей Еревана установят памятник дудуку. Вы причастны к этому проекту?

— Не совсем! Ереванцы пожелали поставить памятник в мою честь при жизни. Мне не понравилась эта идея. Зачем живому человеку памятник? Вместо этого я внес предложение поставить памятник дудуку. Во-первых, ни в одной стране мира нет памятника какому-нибудь инструменту, во-вторых, этот монумент уже можно будет считать памятником и мне, и другим замечательным дудукистам прошлых столетий.

Кроме того, совсем скоро я собираюсь открыть в столице Армении музыкальную школу для детей-сирот. Обучение будет бесплатным. Глядишь, кто-то из них станет мне достойной заменой.

Вадим Арутюнов, фото Георгия Соловьева.

*Парон (арм.) — господин