225 лет Нахичевани-на-Дону.

В ноябре 2004 года исполнилось 225 лет как крымские армяне по указу императрицы Екатерины II поселились на донской земле, основав город Нор-Нахичеван и пять селений: Чалтырь, Крым (Топти), Большие Салы (Мец Салы), Султан Салы и Несветай. Крымские (донские) армяне являются потомками анийских армян. Ани – средневековая столица Армении, как ее называли современники, город тысячи и одной церкви. После падения Анийского царства под ударами турок-сельджуков, армяне поселились в Крыму, основав там свою внушительную колонию. Прожив более четырех столетий бок о бок с крымскими татарами, греками, генуэзцами и другими народами, населявшими полуостров, армяне сохранили свой язык, религию и письменность.

Начатая Турцией русско-турецкая война 1768-1774 годов завершилась блестящей победой русской армии и подписанием Кючук-Кайнарджийского мира, по которому Османская империя была вынуждена предоставить своему вассальному Крымско-татарскому ханству независимость. Для экономического ослабления Крымского ханства царское правительство решает христианское население полуострова (армян, греков) уговорить переселиться в Российскую Империю. Политический расчет Екатерины II был абсолютно верным. И греки, и армяне держали в своих руках торговлю, приносящие татарской казне немалый доход. С одной стороны Екатерина II экономически ослабляла Крым и этим способствовала присоединению его к России, с другой стороны — укрепляла южные рубежи империи. В результате ухода из Крыма значительной части греков и армян, последний крымский хан Шагин-Гирей, окруженный врагами, сам переселился в Россию. Крым был присоединен к Российской Империи 9 апреля 1783 года.Переселявшиеся из Крыма в Россию греки основали свои поселения в Северном Приазовье (г. Мариуполь), а армяне по указу императрицы Екатерины II возле крепости Св. Дмитрия Ростовского. Переселением армян командовал легендарный генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Обустроить армян на новом месте помог армянский архиепископ Иосиф Аргутинский-Долгорукий (на фото памятник установленный в четь И. Аргутинского на пл. Свободы г. Ростов-на-Дону ). Большую помощь донским армянам оказал Иван Лазарев (Ованес Лазарян), один из основателей известного Лазаревского института восточных языков в Москве.

Датой основания города Нор Нахичеван (Нахичевань-на-Дону) и пять армянских сел принято считать 14 ноября 1779 года день, когда была получена грамота императрицы Екатерины II. Нор Нахичеван до середины девятнадцатого века был одним из самых крупных и экономически развитых городов юга России. В Нахичевани был свой магистрат, осуществляющий судебную, полицейскую и исполнительную власть.

За более чем два столетия донские армяни подарили миру гениального художника Мартироса Сарьяна, классика армянской литературы Рафаэла Патканяна, известного писателя, публициста, соратника Герцена, Огарева, Чернышевского, Бакунин-Микаэла Налбандяна, католикоса всех армян Геворга VI Чорекчяна, заслуженного архитектора, лаурята Государственной премии СССР Марка Григоряна, известного художника Григория Шилтяна, талантливого актера Московского театра сатиры Георгия Тусузова, олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Вартареса Самургашева и многих, многих других выдающихся людей: актеров, писателей, ученых, врачей, поэтов и т.д. В 1928 году Нахичевань-на-Дону объединился с Ростовом-на-Дону и стал Нахичеванским районом, но через восемь месяцев был переименован в Пролетарский район. На страницах ростовской печати неоднократно поднимался вопрос о возвращении исторического названия району. Но пока безрезультатно.

Представители русской и армянской интеллигенции в местной печати не раз высказывались о необходимости создания памятного знака в честь Нахичевани-на-Дону. Неоднократно об этом писал и автор этих строк. Городские власти относятся к нашей инициативе с пониманием и не возражают против установления памятного знака в честь бывшего армянского города. Проблема, как всегда, в финансировании. В этой связи хочу обратиться через информационно-аналитический портал «Нахичевань-на-Дону» к представителям «Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины», к армянским предпринимателям с просьбой оказать содействие в создание этого памятника. Было бы целесообразно организовать общенародный сбор средств. Ростовская интеллигенция уже более десяти лет говорит о необходимости создания памятного знака. Но дальше разговоров дело не движется. Армяне всегда славились бережным отношениям к своему прошлому, чтили предков. Неужели потомки анийских армян забыли о своих корнях. Не хочется так думать. Ведь у народа, предавшему забвению свое прошлое нет будущего.

Георгий Багдыков