Творческая династия Анопьянов

Недавно в Ростове-на-Дону вышла в свет книга из серии «Жизнь замечательных нахичеванцев», которая называется «Арменак Анопьян (1908 — 1976)». Презентация этой книги состоялась в Музее русско-армянской дружбы. Авторы: В.В. Рязанов и Т.А. Сурженко. Книга издана в рамках культурной программы Нахичеванской-на-Дону армянской общины (председатель правления – А.А. Сурмалян) и знакомит читателей с жизнью и творчеством талантливого поэта и художника Нахичевани-на-Дону Арменака Анопьяна. Он был сыном поэта Серебряного века Оноприоса Анопьяна и учеником известного крымского художника Николая Самокиша.

Нахичеванская армянская колония подарила миру многих замечательных художников, писателей, поэтов, публицистов. Среди них особо следует отметить творческую династию Анопьянов.

Как пишет известный ростовский искусствовед В.В. Рязанов в книге «Арменак Анопьян», в 1909 году в силу сложившихся семейных обстоятельств семья Анопьянов была вынуждена переехать в Крым, в Симферополь. В 1917 году Арменак Анопьян поступил в подготовительный класс Симферопольской казенной гимназии. В 1926 году он оканчивает 9-летнюю школу 2-й ступени. Одновременно с общим образованием он получает и художественное. С 1924 года учится в Симферопольском техникуме изобразительных искусств, где его педагогом был прославленный художник-баталист Николай Семенович Самокиш. М.Н. Гаврилюк в работе «Наверное, его жизнь должна была сложиться совсем по-другому» пишет: «В 1928 году А.О. Анопьян едет в Москву и пытается поступить во ВХУТЕМАС. К сожалению, безуспешно. Возвратившись в Симферополь в 1929 году, художник продолжает свое художественное образование в частной студии Н.С. Самокиша, которого он боготворил и которому всецело доверял как художнику и педагогу. Следует отметить, что Николай Семенович Самокиш обучал А.О. Анопьяна совершенно бесплатно. Дебют А.О. Анопьяна как художника состоялся 27 января 1929 года на «Выставке картин современных крымских художников», проходившей в залах Центрального музея Тавриды в Симферополе. В том же году становится членом Союза работников искусств. С 1929 по 1932 годы А.О. Анопьян преподает в симферопольских школах 2-й ступени рисование и физкультуру. Арменак Оноприосович Анопьян профессионально занимался спортом – был чемпионом Крыма по боксу в легком весе».

С 1932 по 1933 годы А.О. Анопьян работает в Москве. По мнению многих искусствоведов, возвращение в Крым художника было связано с обострившейся болезнью отца, известного поэта Оноприоса Яковлевича. В феврале 1934 года Оноприос Яковлевич Анопьян умирает от туберкулеза.

После возвращения в Симферополь Арменак Оноприосович Анопьян был принят в члены товарищества «Крымхудожник». В период с 1936 по 1941 годы состоял членом правления товарищества, членом ревизионной комиссии и художественного совета.

В 1938 году Арменак Анопьян был арестован, находился под следствием до 1940 года. Но, к счастью, был оправдан судом за полной необоснованностью обвинения.

Из заключения художник вышел больным туберкулезом, его даже не взяли на фронт.

Как пишет В.В. Рязанов в книге «Арменак Анопьян», с началом Великой Отечественной войны Арменак Оноприосович Анопьян входит в состав Симферопольской творческой агитбригады по изготовлению и выпуску художественных плакатов, панно и Окон ТАСС. Работает над эскизами к картинам.

В годы оккупации Крыма фашистами Анопьян работает в коллективе художников при Городской управе под руководством Н.С. Самокиша, рисует пейзажи и жанровые картины на бытовые темы.

В 1944 году по распоряжению Сталина и при участии Берии из Крыма были выселены татары, греки, болгары и армяне. Был выселен с полуострова и Арменак Анопьян. Художника пытался спасти Мартирос Сарьян. Он дружил с семьей Анопьянов и в 1915 году написал графический портрет отца Арменака – Оноприоса Анопьяна. Сарьян написал письмо на имя наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии. Но это письмо осталось без ответа.

С.Р. Зубковский, племянник А.О. Анопьяна, в своих воспоминаниях о репрессиях пишет: «…Арменак Анопьян со старушкой-матерью и тетей был выслан в Сибирь, жили они в каких-то самодельных землянках. А он был талантливый художник, любимый ученик академика Самокиша. Наверное, его жизнь должна была сложиться совсем по-другому. А он кое-как сумел перебраться в город Прокопьевск и преподавал рисование в школе». (Зубковский С.Р. Я помню, как это было // Трагедия России – судьбы ее граждан: воспоминания о репрессиях / Владимир: Статус кво полиграфия, 2004. С. 40–60.)

Итак, больной туберкулезом легких Арменак Оноприосович Анопьян оказался в городе Прокопьевске Кемеровской области.

А жена А.О. Анопьяна с маленькой дочерью, благодаря совету друзей, смогла остаться в Крыму. Дело в том, что у супругов были разные фамилии. У жены была неармянская фамилия – Беспалова. И это спасло ее.

В 1947 году жена художника – Вера Владимировна Беспалова – с маленькой дочерью едет по вызову Министерства образования СССР и буквально спасает мужа и свекровь, получив жилье и работу.

В Сибири Арменак Оноприосович Анопьян работает художником- оформителем в Кемеровском театре. Выезжая на гастроли, отмечался в комендатуре еженедельно. В ссылке продолжает писать статьи о проблемах художественной жизни. Лишь через несколько лет А.О. Анопьяну удалось покинуть город Прокопьевск. Племянник художника С.Р. Зубковский вспоминает: «После ХХ съезда отменили ссылку и депортированным в Сибирь армянам (но без права возвращения в Крым!). Тетя с дочерью вернулись к нам, а самому Анопьяну было запрещено. Я помню, как он все-таки тайно приехал к нам ночью и несколько дней прожил, прячась. Какое унижение он испытал! Он скрывался от соседей, не мог даже выйти во двор (мы жили в коммуналке, и общий туалет был во дворе), сидел в глубине маленькой комнаты и вздрагивал от каждого шороха… Неизвестно, где бы он жил дальше, но его выручила тетка [родная сестра Оноприоса Анопьяна – Розалия Яковлевна Анопьян], жившая в Ростове-на-Дону. Она прописала его у себя, а сама позднее уехала в Ереван к родственникам. Впоследствии жена и дочь приехали к нему. Я бывал у них, вспоминается забавный случай. Дядя Арменак работал в художественном фонде. Однажды я пришел к нему на работу и обомлел на пороге. Весь зал (довольно большой) был уставлен портретами Хрущева. Их было несколько десятков, перед каждым мольбертом сидел художник и клал на свой «шедевр» последние мазки. Дядя грустно объяснил, что таковы заказы. Видимо, они снабжали портретами Генерального секретаря всю Ростовскую область. Что и говорить, простор для индивидуального творчества художника! Для этого ли он учился у академика Самокиша?»

Как пишет В.В. Рязанов в своей книге «От первого приюта до наших дней», в Нахичевань-на-Дону Арменак Оноприосович вернулся лишь в 1956 году. У него было сильно подорвано здоровье. К счастью, сохранились и дошли до наших дней произведения, созданные художником в 20-е, 30-е, 40-е годы. В этих работах запечатлены такие известные места, как Бахчисарай, Алушта. Сохранились такие пейзажи Анопьяна, как «Сибирский поселок Прокопьевск. Зима», «Сибирская весна. Задворки» и другие. Большое впечатление производят рисунки Анопьяна, выполненные на грубой серой оберточной бумаге. На них большими рублеными штрихами запечатлены дровяные сараи, полуразвалившиеся заборы, запущенные дворы военного времени. И все же Арменак Анопьян никогда не забывал, кто он и откуда родом. В двадцатилетнем возрасте он написал холст «Армянский храм». На картине изображена церковь, стоящая в окружении могил.

В 2010 году в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоялась экспозиция картин Арменака Анопьяна. Сейчас некоторые работы художника Анопьяна хранятся в фондах этого музея.

15 февраля 1976 года жизнь художника оборвалась. До наших дней сохранилось лишь около 40 работ А.О. Анопьяна, причем основная их часть хранится в Ростове-на-Дону в семье дочери художника Татьяны Арменаковны Сурженко. Вот именно ей мне бы хотелось сказать слова особой благодарности. Ведь Татьяна Арменаковна бережно хранит творческое наследие своего отца. Она является соавтором книги «Арменак Анопьян». Татьяна Арменаковна написала целую главу в этой книге, которая называется «У моих детей есть повод гордиться своим дедом!». И это так!

Но если мы вспоминаем об Арменаке Анопьяне, то, конечно, нельзя не вспомнить отдельно и о его отце, поэте Оноприосе Яковлевиче. Кстати, Арменак Оноприосович тоже писал замечательные стихи. Но в конце XIX и начале ХХ века именно его отец, Оноприос Анопьян, был широко известен в литературном мире. Вплоть до 1920-х годов стихи и переводы поэта печатались в армянской прессе.

Оноприос Анопьян за свою жизнь перевел на армянский язык произведения шестидесяти двух русских и западноевропейских поэтов! Его главной заслугой перед армянской культурой считается перевод на армянский язык Лермонтова.

Мне же от всего сердца хочется поблагодарить Валерия Васильевича Рязанова и Татьяну Арменаковну Сурженко за то, что они написали замечательную книгу «Арменак Анопьян» и возродили память о выдающемся нахичеванском художнике.

Георгий БАГДЫКОВ