«Пространство цвета Калуста Мовсесяна»

В Ростовском областном музее изобразительных искусств с успехом прошла выставка картин известного донского художника Калуста Мовсесяна, которого часто сравнивают с Винсентом Ван Гогом. Может быть, потому выставка картин художника была названа «Пространство цвета Калуста Мовсесяна». Но у голландского художника Ван Гога в работах ощущается какая-то тревога, напряженность. А вот в картинах Мовсесяна чувствуется умиротворенность, легкость. Еще, с моей точки зрения, Калуст Багдасарович очень хорошо пишет чалтырские пейзажи и портреты армянских детей. Только всмотритесь в эти детские глаза! Сколько в них любви, печали, в них будто бы отражается многовековая мудрость и боль армянского народа…

Это, конечно, мое личное восприятие творчества Калуста Мовсесяна. А вот что о нем пишет известный ростовский искусствовед Валерий Васильевич Рязанов: «Когда смотришь сельские пейзажи Чалтыря, написанные его уроженцем Калустом Мовсесяном, с одинокими домиками на степных косогорах, с крестьянином, суетящимся на огороде у стожка сена, оставшегося с зимы, то невольно думаешь – как красива в своей простоте жизнь человека, труд которого связан с землей, с полем, над которым лишь свободно плывущие в никому неведомую даль облака.В картинах Мовсесяна трогает какая-то первозданность, чистота, особая светозарность цвета: они наполнены чистым воздухом, в них легко дышится» (газета «Нахичевань-на-Дону».Май 2017 года).

Валерий Васильевич Рязанов называет Мовсесяна поэтическим художником. И это действительно так. Его полотна как прекрасные стихотворения, а некоторые работы похожи на поэмы. Рязанов пишет:

«Каждый небольшой отдельный лоскут земли написан им в сложной неповторимой тональности и в то же время в единой цветовой гармонии вместе со всем пейзажным мотивом. Что это – поэзия особого склада? Скорее всего, песнь души, вылившаяся в тонкую музыкальную мелодию, когда малое от земли, на которой стоит человек, перерастает в его ощущении и миропонимании в начало ее планетарности, и все это написано в хороводе красок чистых и сочных» (газета «Нахичевань-на-Дону». Май 2017 года).

Калуст Багдасарович Мовсесян родился в 1951 году в Чалтыре, в 1971 году окончил Ростовское художественное училище, театрально-декорационное отделение по творческой мастерской Т.Ф. Теряева.

Надо сказать, что художественная школа донских армян была всегда очень сильной. Донские армяне подарили миру таких известных художников, как М. Сарьян, Г. Шилтян, А. Артцатбанян, А. Ованесов, О. Лусегенов, В. Чубаров и многих, многих других. Кстати, основоположник армянского абстракционизма Сейран Хатламаджян был родом из армянского села Чалтырь.

Но и современных донских армянских художников хорошо знают в мире. Так, несколько лет назад в Париже с успехом прошла выставка Калуста и Бориса Мовсесянов – отца и сына.

Кстати, сын Калуста Багдасаровича, Борис Мовсесян, окончил Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова. Его работы пользуются большим успехом.

С моей точки зрения, у Бориса Мовсесяна очень хорошо получаются натюрморты и пейзажи.

Хотелось бы выразить надежду на то, что работы замечательных донских художников Мовсесянов еще не раз смогут увидеть ростовчане. Ведь ничего не может быть прекраснее возможности прикоснуться к настоящему Искусству.

Георгий БАГДЫКОВ