Писательница Вера Панова была родом из Нахичевани-на-Дону

В Ростове-на-Дону одна из улиц носит имя писательницы Веры Пановой. Эта улица находится на Сельмаше. Вера Федоровна Панова родилась в 1905 году в Нахичевани-на-Дону. Она была лауреатом трех Государственных премий СССР (1947, 1948, 1950 годы). С 1922 года Вера Панова работала в редакции ростовской газеты «Трудовой Дон». Печаталась во многих периодических изданиях. В 1940 году Ю. Завадский на сцене Ростовского театра им. М. Горького поставил спектакль по пьесе В. Пановой «В старой Москве». В 1960-е годы в театрах Советского Союза шли спектакли по ее пьесам: «Проводы белых ночей», «Как поживаешь, парень?», «Сколько лет, сколько зим», «Еще не вечер», «Свадьба как свадьба». Государственные премии В. Панова получила за романы «Кружилиха», «Спутники». По сценариям В. Пановой были сняты десятки фильмов. По своим произведениям Вера Панова написала сценарии к фильмам «Сережа», «Евдокия», «Високосный год», «Вступление», «Поезд милосердия» и др.

Картины жизни Ростова Пановой описаны в книге «Сентиментальный роман» и автобиографической повести «О моей жизни, книгах и читателях». Интересные воспоминания Вера Панова оставила о Нахичевани. Вот как она описывала картину народного культового праздника – крестного хода. Жила Панова на западной окраине Нахичевани, недалеко от Александровского парка (ныне парк имени Вити Черевичкина).

«Куда, бывало, ни глянешь вдоль Первой линии (вверх ли к Соборной или вниз к Дону), у всех ворот стояли столики, накрытые белыми скатертями. На столиках – иконки и чашки для водосвятия. Звенели колокола. На нашем столике ставилась полоскательная чашка с чистой водой и образ с мамиными венчальными свечами, обитыми бумажной зеленой лентой… Шли женщины, молодые, многие принаряженные по случаю праздника: та вся в розовом, другая – вся в голубом, на нашей окраине это считалось очень шикарным. У кого не хватало денег на шик, те украшали себя газовым шарфом либо брошкой с поддельными камушками, либо наряжались в украинский костюм с множеством бус и лент. На паперти у Софиевской церкви сидели мужчины и женщины в страшных лохмотьях, изуродованные и искалеченные. «Лаяли» кликуши. На перекрестках сидели торговки-семечницы. Маленький граненый стаканчик стоил одну копейку…»

Вера Панова оставила подробное описание межи, которая разделяла Ростов и Нахичевань. В январе 1929 года на Президиуме ЦИК был рассмотрен вопрос об объединении Нахичевани с Ростовом. Комиссия присвоила объединенному городу наименование «Ростов-на-Дону». Эта реорганизация была осуществлена под руководством секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) А. А. Андреева, только что занявшего этот пост.

А вот как выглядела межа между Ростовом и Нахичеванью в 20-е годы по воспоминаниям писательницы Веры Пановой: «Граница … Шел, бывало, по Коммунистической, мимо каменных домов и чугунных решеток, и прямо с тротуара ступал в бархатную пыль степной дороги, нагретой солнцем. Булыжная мостовая с трамвайными рельсами выбегала в распахнутое поле и пересекала его… По одну сторону дороги тянулся пустырь, где в ярмарку ставили карусели, качели, балаган. За пустырем – мусорные свалки, угольные склады, угольный, прокопченный, рабочий, неприбранный берег реки. По другую сторону сеяли хлеб. Вдоль хлебного поля, параллельно трамваю, была протоптана дорожка, ее обсадили молодыми акациями. Колосья кивали проходящим горожанам, дикие травы подступали к дорожке, повилика забрасывала на нее свои длинные побеги с маленькими розово-белыми граммофончиками… На «границе» колосился овес. Тут хорошо было петь хором, никто не мешал. И можно было, устав, посидеть на низенькой травке, пахнувшей пылью и повиликой».

С 1926 по 1927 годы В. Панова писала фельетоны в газете «Советский юг». Вера Федоровна публиковалась также в детских изданиях Ростова: газете «Ленинские внучата», в журналах «Костер» и «Горн». В 1937 году Панова навсегда покинула Ростов. Вместе с детьми и матерью она несколько лет жила на Украине в селе Шишаки Полтавской области. Затем она переехала в Ленинград. Вера Панова дружила со многими известными людьми, писателями, общественными деятелями. Она тесно общалась с В. В. Маяковским, С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом, А. В. Луначарским, А. А. Фадеевым, Н. Ф. Погодиным и многими другими.

После убийства Кирова ее второй муж, специальный корреспондент газеты «Комсомольска яправда» в Ростове Борис Вахтин, был арестован по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции». Его обвиняли в связях с троцкистской оппозицией. Борис Вахтин был сослан на 10 лет в Соловки. По данным Википедии, 27 января1938 года Борис Вахтин как «участник антисоветской террористической организации» был отправлен в Москву и заключён в Бутырскую тюрьму. 14 марта 1938 года приговорён к высшей мере наказания и 15 марта расстрелян на полигоне Коммунарка.

Опасаясь преследований, Панова с детьми и матерью переехала на Украину. Как я уже писал, затем она жила в Ленинграде.

Жизнь Пановой была непростой. Может быть, поэтому ее героями были простые советские люди. Они были вне политики, вне грандиозных задач строительства коммунизма. Это простые люди, которые влюбляются, воспитывают детей, беспокоятся о близких.

Веру Панову можно назвать счастливым человеком. Ее любили советские читатели, за ее книгами в библиотеках выстраивались очереди. Она получала тысячи писем от своих читателей и поклонников.

Приятно отметить, что любовь к нашему городу Вера Панова пронесла через всю свою жизнь. Вот что она писала о Ростове-на-Дону:

«Город, где я родилась и выросла, — Ростов-на-Дону, — не блистал в те времена красотой и чистотой, но это был живой, кипучий город, город-бунтарь, город-работник и остроумец.

Пестрый народ приливал в Ростов – русские, украинцы, армяне, грузины, азербайджанцы. Рыбой Дона, Черного моря и Каспия, фруктами Кавказа и Закавказья были завалены ростовские базары. Помню весенние ярмарки на площади перед Георгиевской церковью – на пыльном выгоне, утоптанном тысячами ног и усеянном подсолнечной лузгой; праздничную толпу окраин с женщинами в розовых и голубых шарфах; резкий перехлест шарманок и гармоний, карусели в раздувающейся мишуре, балаганы с размалеванными клоунами, китайских фокусников, этих магов моего бедного детства, сидящих на коврике и творящих свои чудеса прямо тут, на пыльной земле, перед глазами вплотную обступившей коврик взыскательной публики, которая жаждет подсмотреть секретные приемы чародея и простодушно восхищается, что ей это не удается… С детских лет я люблю город, его линии, свет, звуки, горячее дыхание его жизни. Незначительные уличные события полны для меня смысла и поэзии, и в книгах люблю читать описания городов и уличных сцен, особенно «массовки» под открытым небом, — хотя сама писать такие «массовки» не научилась и не знаю, научусь ли…»

Панова В. Ф. Немного о себе и своей работе // Советские писатели : автобиографии. М., 1972. Т. 4. С. 511.

Умерла В. Ф. Панова в 1973 году в Ленинграде. В Ростове помнят и любят писательницу. Ведь Вера Федоровна искренне любила наш город, тепло писала о нем.

Георгий БАГДЫКОВ