Легендарный художник Ованес Лусегенов

Ованес Мелконович Лусегенов − человек-легенда, его называют классиком и непререкаемым авторитетом в своем деле. Он, как говорят, один из самых «покупаемых» донских художников.

Помню, когда в 2015 году готовилась к выходу в свет моя книга об истории и людях Нахичевани-на-Дону, которая называлась «Моя Нахичевань», редактор книги Нонна Владимировна Мирзабекова сказала мне, что на обложку надо непременно поместить репродукцию картины Лусегенова «Приход армян на Дон». Мы позвонили художнику с просьбой разрешить это сделать. И он любезно согласился. Я считаю, что эта репродукция является украшением моей работы, так как в ней очень живо и ярко показано переселение армян на Дон. Написано это полотно в неповторимой «лусегеновской» манере.

В одном из интервью Ованес Мелконович рассказал, что в девяностые годы минувшего столетия один ростовский коллекционер купил у него картину «Приход армян на Дон» за приличную сумму. По тем временам это были заоблачные деньги. Лусегенов не просто родился в Нахичевани. Он всегда интересовался историей донских армян, историей Нахичевани и донского края. Прежде чем написать картину «Приход армян на Дон», он несколько месяцев собирал материал, ездил по армянским селам, изучал типажи. Например, в армянской церкви он написал колоритного священника-армянина, который в картине является одним из основных персонажей. На полотне он молится за благополучное окончание трудного пути. Второй главный персонаж − казачий атаман, встречающий народ на донской земле. На заднем плане изображена женщина, кормящая грудью ребенка, возможно, первого армянина, который родился на Дону. На мой взгляд, картина получилась очень трогательной, но в то же время мощной, эпической.

Ованес Мелконович Лусегенов родился в Нахичевани 26 сентября 1952 года. Он окончил Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова, а также Южный федеральный университет, факультет изобразительного искусства. После службы в армии продолжил заниматься творчеством, стал работать доцентом кафедры рисунка, живописи и скульптуры Южного федерального университета.

Работы Лусегенова находятся в галереях, музеях и частных коллекциях в России, Германии, Англии, Шотландии, Голландии, Польше, Болгарии, Финляндии, Лаосе, Италии, Испании, США, Австрии. Даже в Афганистане есть картины Лусегенова.

Дочь Лусегенова, Татьяна Ованесовна, тоже является известным художником в Ростове. Она училась в училище имени М.Б. Грекова, в 2001 году окончила художественно-графический факультет Ростовского государственного педагогического университета. Работала преподавателем на кафедре декоративно-прикладного искусства и проектной графики факультета изобразительного искусства Южного федерального университета.

Ованес Мелконович Лусегенов является заслуженным художником Российской Федерации, Почетным членом Российской академии художеств. Награжден многими почетными грамотами, а также медалью «Шувалов», золотой медалью Российской академии художеств и золотой медалью Союза художников России.

Указом губернатора Ростовской области от 21.07.2014 года Ованес Мелконович Лусегенов награжден медалью «За доблестный труд на благо донского края».

Работы Лусегенова глубокие, философские. Вот что пишет о полотнах Ованеса Мелконовича известный ростовский искусствовед, заслуженный работник культуры Российской Федерации, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств Валерий Васильевич Рязанов: «Последние циклы работ Ованеса Лусегенова говорят о том, что время тревог нашего века нашло свое отражение в его творчестве. Это сказалось и на проявлении им интереса к отечественной истории, когда он работал над триптихами «Донщина» в 1989 году и «Донской атаман Степан Тимофеевич Разин» в 1990 году, решенными в эпическом ключе. Дальнейшие размышления художника о человеке, судьбе и времени его пребывания на земле определили его интерес к более древним преданиям. Так, естественным звеном эволюции его размышлений в творчестве явился цикл картин на библейские темы: «Рождество Христово», «Христос и Иоанн Креститель», «Исцеление» и «Христос и Пилат». Разумеется, приход Лусегенова к библейским источникам был обусловлен и подготовлен не только вышеперечисленными причинами. Скажем, трудно переоценить роль всенародно торжественно отмеченной в 1988 году великой даты в истории нашего государства − тысячелетия Крещения Руси в сфере возрождения духовности, уважения к вере человека в избранные им идеалы и духовные ориентиры. Были и другие предпосылки, расширившие познания и представления Ованеса о заинтересовавших его проблемах земного и вечного. Зачитывался «Жизнью Христа» Гегеля, проводил параллели с художественной трактовкой библейских образов у великих писателей. «Христос и Пилат» Лусегенова, пожалуй, наиболее значительная картина из его библейского цикла. В композиционном и колористическом строе этого полотна нет отвлекающих моментов, деталей, не несущих смысловую нагрузку, формальных цветовых акцентов, ибо весь сюжет картины построен на диалоге двух главных персонажей, Христа и Пилата, между которыми тяжело дышит жаждущая крови толпа. В образной трактовке Лусегенова Пилат мудр и хотел бы избежать казни, заменив ее наказанием, но угрожающе колышущаяся толпа ввергает его в нелегкое раздумье. Пилат хоть и силен, но не всесилен, и идти наперекор способной взбунтоваться массе людей он не решился. Христос обречен, беспомощен. Но не потерял достоинства человека. Реальность изображенной в картине сцены как бы оплавляется по краям композиции, говоря о зыбкости, призрачности человеческой жизни на земле. Таков сегодня донской живописец и график Ованес Лусегенов со своим миром очень разных интересов и представлений о жизни, о человеке, о нашем времени. Художник увлекающийся, но не изменяющий своим человеческим и профессиональным принципам. А что он завтра скажет зрителю, ведает, наверное, только Бог да он сам».

Ованес Мелконович Лусегенов является автором почти 3000 работ! Я хочу пожелать этому незаурядному художнику, настоящему творцу и нашему земляку крепкого здоровья, счастья и неиссякаемого вдохновения.

Георгий БАГДЫКОВ