Сквозь призму времен

17 августа в Ростов-на-Дону приплыл средневековый корабль, построенный из досок и канатов, без единого гвоздика. Именно на таких кораблях плавали торговцы в 12-13 вв. Построил копию Армянского Киликийского торгового парусного корабля XIII века, — Киликия, на котором началась экспедиция по торговым маршрутам вокруг Европы многовековой давности, ереванский клуб морских исследований «АЙАС», названный в честь самого большого порта Киликии. Судно было восстановлено по средневековым рукописям и миниатюрам, сохранившимся в книгохранилищах Матенадаран, Москве, Барселоне, Амстердаме, и строилось с использованием средневековых технологий в течение двух лет.

Естественно такое событие мы не могли обойти стороной. И вот мы на борту уникального парусника.

Длина парусника 20 м, ширина 5, а водоизмещение 50 т. Экипаж состоит из 12 человек. Откровенно сказать, все они выглядят очень усталыми, но очень похожи на «морских львов», которые ничего и никого не боятся.

Страшно подумать, как на таком скромном судне, выполненном исключительно из дерева, можно перемещаться, да к тому же по семи морям и даже с заплывом в океан.

Я не удержался и спросил Карена Балаяна, капитана «Киликии», насколько страшно им было преодолевать морские преграды и как переносили непогоду.

— Страшно было потом, когда шторм утихал, и море становилось спокойным, а во время штормов, которых, к слову сказать, было не мало, думать некогда.

Когда мы плыли в Италию, высота волн достигала шести метров, и связь долгое время отсутствовала. Люди, ожидающие нас, уже начали паниковать, но наша команда ни на минуту не упала духом.

Мы достойно перенесли все испытания, которые только закалили и сблизили нас.

Зорий Балаян

Отдельной аудиенции нас удостоил Зорий Балаян (известный журналист, много лет работавший в «Литературной газете»), он любит общаться с представителями масс-медиа.

От Зорийя Балаяна мы узнали о том, что:

Первый этап экспедиции завершился осенью 2004 года в Венеции у армянского острова С. Лазаря. В 2005 Киликия продолжила путь до Англии, где их встречали члены Палаты Лордов. В Риме судно и экипаж благословил Папа Римский. Заключительный, третий этап проходит в этом году от С. Петербурга по рекам России до порта Поти (Грузия). На карте мы без труда нашли город Ростов. В котором, как оказалось, Зорий Гайкович бывал и раньше.

Из старого потертого портфеля (мне сразу вспомнился портфель Жванецкого) Зорий Балаян достал газету «Вечерний Ростов», за 10 августа 1967 года, где на первой полосе красовался материал о трех спортсменах, которые на двух лодках приплыли в Ростов-на-Дону. Одним из них был тогда еще молодой Зорий Балаян. Сегодня Зорийю Балаяну семьдесят два года, но не смотря на свой возраст он один из самых активных членов экипажа «Киликии». На наш вопрос о здоровье Зорий просто согнул руки в локтях и напряг бицепсы, вопрос отпал сам собой.

Другой вопрос, будораживший наше воображение, в чем заключается основная идея проекта. Как пояснили члены команды основные идеи проекта:

  • привлечь внимание людей к историческим ценностям,
  • провести исторический эксперимент позволяющий понять, как ходили на таких судах предки,
  • показать, что корабль это символ объединения народов и культур, разделённых морями.

Вечером 18 августа в ночном клубе «Табу» одновременно на шести экранах экипаж Киликии показал фильм о строительстве судна, доставке его от озера Севан на Чёрное море, первые шаги корабля. Встречи в различных портах и странах. Но фильм, как и само путешествие, еще не закончен. «Киликийцы» много снимали Ростов и ростовчан, т.ч. в ближайшее время в фильме о «Путешествии по семи морям» появятся сюжеты с Ростовскими улицами и лицами.

Григорий Акопов

Добавить комментарий