Гайк Казазян: равнение на Паганини!

Отвечая в 2015 году на вопрос: «Вы уже играли на скрипке Паганини?», заданный корреспондентом газеты «Ноев Ковчег», Гайк Казазян сказал: «Пока нет, но надеюсь, что это когда-нибудь случится».

21 ноября 2017 года выдающийся скрипач (победитель многих авторитетных международных музыкальных конкурсов) посвятил свой сольный концерт в тандеме с известной пианисткой Тамарой Майданевич, состоявшийся в столице Дона, 235-летию со дня рождения великого итальянца. Заметим при этом, что самому Казазяну в текущем году исполнилось 35 лет.

Без всякого преувеличения можно сказать под впечатлением не только одного этого концерта, но и по достигнутым им результатам в музыкальной карьере, что через два века после Паганини явился на свет и вырос еще один скрипач от Бога. Невольно приходит на ум аналогия с легендарным высказыванием профессора Леопольда Ауэра о Яше Хейфеце: «Он ученик Бога!»

Нашему корреспонденту удалось взять интервью у Гайка сразу после выступления на концерте в Ростовской филармонии, в ходе которого по меткому выражению одного юмориста «публика просто неистовствовала». Многократно звучали крики «Бис», «Браво», «Фантастика». Были исполнены на высочайшем уровне четырехчастные сонаты Тартини и Франка, произведения для скрипки и фортепиано Крейслера и Сарасате, Венявского, Чайковского и других авторов. Большой восторг публики вызвало исполнение на бис мелодии Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» и особенно знаменитого произведения Хачатуряна «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».

Кор.: Как известно для музыканта огромное значение имеет качество инструмента, на котором он играет. Хотелось бы узнать на скрипке какого мастера Вы играете?

Казазян: На скрипке итальянского мастера 18 века.

Кор.: Расскажите про Ваших педагогов по скрипичному мастерству.

Казазян: Учился я у разных педагогов, среди основных назову Левона Зоряна, моего первого учителя, у которого я занимался 6 лет в Ереванской музыкальной школе. Переехав в Москву, я поступил в класс к народному артисту СССР профессору Эдуарду Грачу. Далее я совершенствовал мастерство в Лондонском королевском колледже.

Кор.: Вы впервые стали лауреатом конкурса имени Чайковского в 2002 году в 19-летнем возрасте. Что побудило Вас через 15 лет еще раз принять участие в конкурсе имени Чайковского?

Казазян: Я понял, что новый конкурс будет проводиться совершенно на другом уровне. На гораздо более высоком уровне. Этот азарт соревнования у меня был всегда. Очень много конкурсов переиграл. Захотелось еще раз ощутить эти неповторимые эмоции. Было феноменальное жюри, состоящее из выдающихся музыкантов со всего мира, самых известных. Выступить перед таким жюри — это уникальный шанс.

Кор.: Поздравляем Вас с выходом в свет альбома с записью Вашего исполнения трех скрипичных сонат Эдварда Грига. Какие Вы планируете новые альбомы в будущем году?

Казазян: Есть много планов, пускай это будет сюрпризом. В скором времени, надеюсь, выйдет в свет мой новый альбом. Мои поклонники и слушатели об этом узнают.

Кор.: Когда Вы последний раз выступали в Армении?

Казазян: В мае этого года. Публика близка ростовской, может потому что территориально близка. Публика везде одинаковая, если ты играешь хорошо, есть энергетическая связь. Например, в Японии люди очень скромно хлопают. Только в самом конце активно хлопают. Бывали места, где публика более раскованная. В Армении особые ощущения, это моя Родина. Особенно, когда в детстве выступал, потом долгое время не выступал, прошло лет 14. Я приехал с концертом, это было непередаваемое ощущение. В Ростове я впервые выступаю сольным концертом, получил незабываемое удовольствие. Публика так здорово принимала, вызывала на бис, это очень приятно. Сам получаешь удовольствие, наслаждаешься тем, что играешь.

Кор.: Благодарю Вас за интервью и еще раз поздравляю с блестящим выступлением!

Анна Акопова, член Союза журналистов России