Шарманщики Нахичевани

В советские годы каждый школьник знал шарманщика папу Карло. Папа Карло – персонаж бессмертный сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Как мы хорошо помним, шарманщик Карло выстругал из говорящего полена, которое подкинул ему его друг Джузеппе по прозвищу Сизый Нос, мальчишку Буратино.

Вот так с детских лет шарманщик у меня ассоциировался с папой Карло. Но, конечно, настоящих шарманщиков я не застал и никогда их не видел. Однако в конце ХIХ – начале ХХ века шарманка и шарманщики были особо популярны в Нахичевани. Они ходили по городу, играли армянские, русские, украинские, еврейские мелодии, предсказывали судьбу, принимали участие во всех городских праздниках. Шарманки были разные, большие и маленькие. Особенно ценились маленькие шарманки, которые можно было носить за спиной, возить в телеге или в фаэтоне. В Нахичевани появились мастера по ремонту и изготовлению шарманок. Вот как об этом рассказывает Минас Георгиевич Багдыков в книге «Лики прошлого»:

«В городе появились уникальные мастера по ремонту шарманок − это Иван Иванович Стененко, Алексей Иванович Сулименко, Сафронов, которые могли усовершенствовать ее, сделав меньше в габаритах, более мобильную с возможностью носить за спиной, возить в телеге, пролетке, фаэтоне, карете, приблизив, таким образом, к широким слоям населения. Популярность шарманки была огромной. Мастер И.И. Стененко изготавливал виолинооркестрины для городских каруселей и цирков, пикколинооркестрины для ресторанов и кафе-шантанов, заменявшие 15–20 музыкантов. Его продукцию отличали высокая мелодичность звучания итальянского и русского строя, исполнение музыкальных произведений как на лад духовых оркестров, так и симфонических. На двух валиках Стененского органа могло быть записано до 22 различных мелодий самого разнообразного оркестрового исполнения».

В Нахичевани был еще один известный шарманщик, Алексей Иванович Сулименко. Вот что о нем пишет М.Г. Багдыков в книге «Лики прошлого»: «Алексей Иванович Сулименко занимался изготовлением органов типа шарманок, стационарных карусельных. Он сдавал под залог в аренду органы, и с этими шарманками ходили шарманщики по дворам, развлекая жителей города, зарабатывая деньги. Жил он на 11-й линии, № 26, а после его смерти сыновья организовали свое дело братьев Сулименко по изготовлению и ремонту шарманок».

Был известен также некий шарманщик Сафронов, который занимался преимущественно ремонтом и наладкой карусельных органов. Если изготавливал шарманки, то не более одной в год. Проживал он на 11-й линии, № 33, и у ворот его дома красовалась вывеска «Органный мастер».

Конкуренции между мастерами не было, т. к. у каждого из них была своя сфера деятельности и соответствующая клиентура.

Особо ценились шарманки местного производства. Дело в том, что органы-шарманки, привезенные из Швейцарии или Германии, имели один большой недостаток − в сырую или ветреную погоду звук в них «садился», т. е. они переставали звучать. Органы нахичеванского производства отличались устойчивым звучанием в любую погоду.

Шарманщики имели возможность ходить по домам, развлекать жителей, собирать деньги. У таких шарманщиков нередко бывали ученые попугаи, вытаскивающие «счастье» из коробки с пакетиками, в которых были листки с «предсказаниями судьбы», или водили с собой мартышек, сидевших на органе, кривляющихся на потеху детям.

Такие шарманщики жили в Нахичевани до пятидесятых годов нашего столетия. Вот их имена: Захар Тарасович Оскенов, Илья Маркович Попов, Артем Емельянович Тикиджиев, Карп Михайлович Караулов.

Частенько под выходной вечером улицы Нахичевани оглашались звуками шарманки с проезжающей пролетки или телеги, на которой обычно сидел шарманщик в окружении отдыхающих, гуляющей компании, и медленно в такт раскручивал ручку шарманки с набитыми на валик любимыми ростовчанами мелодиями: «Запоздалая тройка», «Смерть разбойника», «Позарастали стежки-дорожки, где проходили милого ножки», «Семь сорок», «Суббота». Эти и многие другие − русские, украинские, армянские, еврейские − мелодии долгие годы звучали на праздничных вечерах, свадьбах, крестинах, стали как бы народными, и каждый пел их на свой лад, порой считая своими, чуть ли не принадлежавшими именно его нации.

Ни одно армянское торжество не проходило без того, чтобы в разгар веселья не вспомнили «Позарастали…», при этом не каждому музыканту удавалось сымитировать тембровую окраску шарманки. Поэтому так высоко ценились музыканты, которые могли это делать.

Первым музыкантом, сумевшим имитировать звуки органа, был виртуоз-баянист Минас Атаров. Его доброта, трудолюбие, требовательность к себе в работе с учениками не знали границ. За это его очень ценили. А его ученик Егор Магаков (Ёра) стал баянистом-виртуозом и играл в самых разных местах города. Его последователями были Мартын Толмачёв и Рубен Давидьян.

Если учитывать трепетное отношение нахичеванцев к музыке, то понятно, что не случайно именно из их среды появились блестящие музыканты. Такие как скрипач-виртуоз А. Габриелян, неповторимый джазмен К. Назаретов, дирижер А. Каспаров, композитор и музыковед Г. Чеботарян, композитор и почетный гражданин Ростова Г. Балаев, музыкальный режиссер Г. Данзас (Бионян), музыкальные педагоги К. Хурдаян, Г. Хатламаджиян и многие другие. К. Хурдаян стоял у истоков ансамбля донских армян «Ани», а также создал оркестр русских народных инструментов «Дон». Кстати, именно К. Хурдаян в 1988 году основал культурно-просветительское общество «Нор Нахичеван».

Мне особо приятно отметить, что сегодня праправнуки любителей-музыкантов из Нахичевани, дети, которым всего лишь 10−12 лет, побеждают на международных конкурсах юных исполнителей. Говорят, что итальянцы − музыкальная нация. Думаю, что донские армяне им ничуть не уступают!

Георгий БАГДЫКОВ