«Увидимся, Бог даст, поговорим»

Недавно в свет вышла книга нахичеванского священника, известного общественного деятеля, отца Рубена Бекгульянца, которая называется «Увидимся, Бог даст, поговорим». Книга состоит из двух частей. Первая часть представляет посмертное первое издание путевых заметок священника Рубена Бекгульянца (Северянина) «По Турецкой Армении». Эта книга была издана в 1914 году в Нахичевани, в типографии Я.М. Искидарова. Автором второй части книги, которая называется «Подвижник», является правнук отца Рубена и его тезка Рубен Сергеевич Бекгулян. Рубен Сергеевич увлекательно и интересно описал жизнь своего прадеда. Эта часть написана на основании свидетельств родных и близких священника Рубена Бекгульянца. Книга прекрасно иллюстрирована фотографиями из семейного архива.

В предисловии к книге известный армянский журналист Армен Меружанян пишет: «Впечатления Р.В. Бекгульянца, изложенные в виде дневниковых записей, с развернутым описанием природы, народных обычаев, традиций и монашеского быта, стали последним «живым» описанием Западной Армении. И в этом — огромная ценность книги».

Читая книгу известного общественного деятеля Нахичевани, ректора Нахичеванской армянской духовной семинарии, священника Рубена Бекгульянца «По Турецкой Армении», изданную в 1914 году, я узнал, что среди армян в Османской империи пользовались особым спросом изделия завода «Аксай». В частности, Рубен Бекгульянц пишет: «В Беркри к нашему удовольствию мы видели плуг фирмы завода «Аксай» из Нахичевани-на-Дону. Так приятно было увидеть этот плуг, который напомнил нам родину, а с другой стороны видеть прогресс в земледелии, так как здесь до сих пор пашут примитивным способом. Далее мы видели плуг фирмы Эккерта, но из расспросов крестьян я узнал, что русские плуги, то есть фирмы «Аксай», гораздо прочнее, больше и дешевле, а главное подходят к местной почве. Мне из достоверных источников сказали, что за последние три месяца распродано около 500 плугов, купленных армянами. Фирма «Аксай» прекрасно сделала бы, организовав в этом краю свою агентуру, чтобы избавить население от посредничества купцов, земледельческого банка и комиссионеров, а по цене свой товар сделать более доступным».

Но, к сожалению, в 1915 году в Османской империи стали массово уничтожать армянское и христианское население, истреблялись целые деревни и районы, где жили армяне. Убивали также греков, ассирийцев. Этот год печальный и страшный в истории армянского народа. Именно тогда начался геноцид армян в Османской Турции. Шла Первая мировая война, и всем было уже не до плугов фирмы «Аксай» из Нахичевани-на-Дону.

Хочу напомнить, что в 1919 году протоиерей Рубен Варфоломеевич Бекгульянц был избран ректором Нахичеванской духовной семинарии. Он занимал эту должность до закрытия учебного заведения в 1920 году.

Священник Бекгулянц дружил с другим известным священником Русской православной церкви, который почитается в Ростове как святой. Речь идет о протоиерее Иоанне Домовском.

Правнук священника отца Рубена, его тезка Рубен Сергеевич Бекгулян (фамилия правнука чуть отличается) пишет: « 9 марта 1930 уходит из жизни протоиерей Иоанн Домовский. Его смерть была большой утратой для отца Рубена, ибо он потерял старшего друга, человека большой души. И только Господу было угодно упокоить их на одном погосте».

Дело в том, что и Иоанн Домовский, и Рубен Бекгульянц были похоронены на Армянском кладбище в Нахичевани.

Священник Бекгульянц дружил и с известной советской писательницей, уроженкой Нахичевани, Мариэттой Шагинян. Мариэтта Серегеевна дарила Рубену Варфоломеевичу книги с автографами. Фотография обложки такой книги опубликована правнуком священника. Речь идет о работе Мариэтты Сергеевны Шагинян «Голова медузы Повести и рассказы. 1915-1920», которая была издана в 1929 году.

Но все же большую известность священнику Рубену Бекгульянцу принесла его работа «По Турецкой Армении».

В книге «По Турецкой Армении» Рубен Варфоломеевич Бекгульянц писал:

«Своих путевых заметок и впечатлений я не думал издавать, хотя у меня набралось достаточно интересного материала, но, по настоянию друзей и по просьбе Ростовского-на-Дону комитета по оказанию помощи раненым воинам, решил издать свои впечатления отдельной книжкой с более чем 40 цинкографиями. Не считая свои путевые заметки чем-либо ценным, тем не менее полагаю, что они могут для читателя представлять некоторый интерес как свежие впечатления очевидца.

Прошу поэтому своих читателей смотреть на мою книжку как на впечатления туриста и как издание, выпущенное в свет с благой целью. Считаю своим долгом принести сердечную признательность А.М. Попову, который дал мне материальную возможность совершить эту поездку и которому я посвящаю этот труд.

Кроме того приношу глубокую благодарность моим друзьям в Ване, Вараке, Ахтамаре, Аракелоце, Муше, Сурб Карапете, Эрзеруме и Байбурте, почтительную признательность Ахтамарской братии, их преосвященствам епископам Таронскому Нерсесу и Эрзерумскому Смбату за их любезное разрешение воспользоваться материалами, имеющимися в их канцеляриях, Ф.С. Генч-Оглуеву за оказание материальной поддержки на покрытие предварительных расходов по изданию».

Ровно через год армян не останется в вышеперечисленных городах. Армянские священники будут убиты, перестанет существовать и Ахтамарская братия.

Интересно то, что книги и сто лет назад издавали за счет спонсоров. Один благотворитель А.М. Попов помог деньгами Бекгульянцу, оплатив его поездку по Турецкой Армении, а другой известный нахичеванский купец Ф.С. Генч-Оглуев частично оплатил издание путевых заметок.

Еще мне думается, современному читателю будет интересно узнать, как нахичеванские армяне помогали русской армии во время Первой мировой войны, как отважно сражались вместе с русскими солдатами и офицерами на русско-турецком фронте.

Например, из книги «Увидимся, Бог даст, поговорим» вы можете узнать, что 19 ноября 1914 года в кафедральном соборе города Нахичевани Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя) состоялась церемония освящения боевого знамени армянских добровольцев донской края, отправлявшихся на русско-турецкий фронт. Выступивший на митинге священник Рубен Бекгульянц рассказал о роли России в освобождении народов от османского ига и заявил, что теперь дошла очередь и до западных армян. Отец Рубен призвал армян города Нахичевани помочь России в войне с Турцией. Нахичеванская армянская община под руководством архимандрита Геворга Чорекчяна (будущего Католикоса всех армян Геворга VI ) организовала лагеря для мобилизации армянских добровольцев, где они должны были тренироваться в военном деле, в частности, в стрельбе. Армянская община обеспечила экипировку этих отрядов, обучение, организовала проводы добровольцев на фронт. Нахичеванские женщины во главе с госпожой Е. Берберьян создали специальный комитет, который занимался обеспечением армянских добровольцев бельем, теплой одеждой, пропитанием.

Несомненно, священник Рубен Бекгульянц был не только духовным пастырем, но и выдающимся общественным деятелем Нахичевани.

Отец Рубен ушел из жизни в 1935 году. Его правнук Рубен Бекгулян в книге «Увидимся, Бог даст, поговорим» пишет:

«… 22 ноября 1935 года больное сердце священника Рубена Варфоломеевича Бекгульянца остановилось. Он ушел во сне, как уходят праведники. 24 ноября 1935 года Эчмиадзинский Верховный Духовный Совет выразил соболезнования по случаю кончины священника, отметив, что «в лице протоиерея Бекгульянца верующее общество лишилось своего истинного духовного отца, достойного служителя».

Отпевали отца Рубена в кладбищенской церкви Сурб Карапет в Нахичевани. После отпевания траурная процессия прошла вокруг церкви и направилась к месту вечного упокоения. Таков был последний путь одного из образованнейших нахичеванский священников, настоящего патриота, всем сердцем любившего свой народ, Армению, Россию и Нахичевань.

Надо сказать, что Рубену Варфоломеевичу Бекгульянцу «повезло». Он умер в 1935 году и не успел разделить печальную судьбу нахичеванских священников, которых расстреляли в 1938 году в период сталинских репрессий. Многие в Нахичевани тогда говорили, что смерть отца Рубена была для него избавлением от тех мук, которые неизбежно ему пришлось бы пережить, доживи он до страшного 1938 года.

Георгий БАГДЫКОВ