Трагические события в Змиевской балке в августе 1942 года

По официальным данным в Змиевской балке было расстреляно более 27 тысяч человек. По данным переписи 1939 года в Ростове и в области жило свыше 30 тысяч евреев. С начала Великой Отечественной войны в Ростов хлынули еврейские беженцы из Республик Прибалтики и Западной Украины. Об этом хорошо знали и в Германии. Первая оккупация города в ноябре 1941 года была недолгой, длилась она неделю. После чего наши войска выбили немцев из города. Кстати, это освобождение Ростова – было одним из первых успехов советской армии! Но 24 июля 1942 года город снова оккупировали фашисты. И вот теперь они решили всерьез заняться еврейским вопросом. Точнее, физически уничтожить всех евреев. Особенно по отношению к евреям немцы свирепствовали в Нахичевани. Я это знаю и по рассказам своего отца, которому тогда было семь лет. Но он до сих пор с ужасом вспоминает, как уводили на расстрел соседей-евреев. Он до сих пор не может слышать немецкую речь, которая ему снится в страшных снах. Ведь детские впечатления самые сильные.

Воспоминания моего отца подтверждаются и документами, которые в больших количествах приведены в «Книги памяти» (редактор-составитель Инна Шварцман). Так, возле дома на 36 линии, около детского сада в Нахичевани, убили 60 жителей-евреев. Всего в тот день в Нахичевани расстреляли несколько сотен евреев.

К сожалению, многие евреи отказывались верить в то, что немцы будут их уничтожать. Они считали, что немцы – это культурный европейский народ. Все страшилки, которые о них рассказывают не более чем советская пропаганда. Ведь ростовские евреи ещё помнили первую оккупацию Ростова немцами в 1918 году. В.В. Смирнов в книге «Ростов под тенью свастики» приводит воспоминания стариков, которые пережили ту шестимесячную оккупацию Ростова в 1918 году. Вот что эти старики рассказывали: «Это были тогда совсем другие немцы. С теми можно было поговорить по-человечески, общаться, как с людьми. Эти же были зверями в человеческом облике. Вот как их смог «перевоспитать» Гитлер».

К сожалению, подобное отношение к немцам, как к культурным и воспитанным людям, погубило известного психоаналитика с мировым именем Сабину Шпильрейн. В «Книге памяти» Инны Шварцман приводятся факты, говорящие о том, что друзья Сабины предлагали ей и её дочерям выправить документы, в которых бы указывалась, что она и ее дочери армянки. И фамилию ей предлагали взять армянскую. Но Сабина Шпильрейн, прожившая значительную часть жизни в Германии, будучи ученицей Юнга и Фрейда, заявляла друзьям, что она как никто другой знает, что немцы не способны на те преступления, в которых их обвиняют. Она ошибочно полагала, что это советская пропаганда делает из фашистов зверей в человеческом обличии.

К несчастью, это была роковая ошибка. Как и многие другие тысячи жертв, Сабина Шпильрейн и ее дочери закончили жизнь в Змиевской балке.

Причем фашисты не только расстреливали евреев. Для их уничтожения в Ростове они использовали машины – «душегубки».

9 августа было опубликовано очередное «Воззвание к еврейскому населению города» с требованием «всем евреям» явиться 11 августа с ключами от квартир, ценностями и наличными деньгами в один из шести сборных пунктов для «переведения в особый район, где они будут ограждены от враждебных актов». И чтобы еврейское население Ростова с большим доверием отнеслось к этому «Воззванию» немцы поставили подпись под ним доктора Лурье. Фашисты 2 августа 1942 года организовали так называемый «Еврейский совет старейшин», председателем которого сделали доктора Лурье. До войны он был директором Дома санитарного просвещения.

С утра 11 августа тысячи евреев пришли на сборные пункты в надежде, что их перевезут в более «безопасное место».

Надо отметить, что уничтожение евреев происходило не только в Змиевской балке. Их расстреливали и в окрестностях Змиевской балки и возле Ботанического сада. В первый же день немцы расстреляли 13 тысяч евреев. Как я уже писал, общее количество погибших в Змиевской балке превышает 27 тысяч человек. Большинство из них – евреи. Вместе со всеми в Змиевской балке погибли и члены еврейского Совета старейшин, возглавляемые доктором Лурье. Кстати, рвы в Змиевской балке рыли советские военнопленные, которых немцы также расстреляли. Заодно они расстреляли в городе всех душевнобольных.

Я так подробно пишу об этом, потому как считаю, что подобные трагедии забывать никак нельзя. Люди должны об этом помнить всегда, чтобы подобное никогда больше в нашей истории не повторилось!

Большое впечатление производит мемориальный комплекс в Змиевской балке. Как пишет Л.Ф. Волошинова в «Донском временнике», инициатором создания Мемориального комплекса стал скульптор Николай Аведиков. Возглавил творческий коллектив архитектор Норад Нерсесьянц. Большую роль в создании мемориала сыграли архитектор Рубен Мурадян, скульпторы Николай Аведиков, Борис и Евгения Лапко. Сооружался мемориал методом народной стройки, денежные средства и материалы выделили ростовские предприятия. Торжественное открытие состоялось в мае 1975 года. В советские годы на Змиевской балке всегда горел Вечный огонь. В наше время его зажигают только на памятные даты.. Почему? У нашей страны нет газа? О каком патриотическом воспитании можно говорить, если такая не бедная страна, как Россия, не может найти деньги на газ для Вечного огня? Неужели нам об этом надо просить Израиль? А может в этом благородном деле нам поможет Газпром? Ведь эта организация славится своей благотворительностью. И насколько я знаю, все природные ресурсы в нашей стране принадлежат народу. А мемориальный комплекс в Змиевской балке является поистине народным.

Георгий БАГДЫКОВ

Фото Оксаны Мордовиной