Профессор-анатом Соколов жил в Нахичевани

Одним из самых главных предметов в медицинском университете является анатомия. Честно признаюсь, этот предмет давался мне нелегко. Ведь надо было выучить наизусть названия огромного количества мышц, нервов, костей и других органов. Я думал, что сойду с ума, пока выучу все это. Но потом понял, что к такому предмету, как анатомия человека, можно подходить творчески. И помог мне в этом известный профессор-анатом, морфолог Владимир Васильевич Соколов. Его лекции были очень интересными и увлекательными, читал он их как приключенческий роман. Позже я узнал, что профессор Соколов и сам человек творческий.

Владимир Васильевич Соколов родился 24 ноября 1932 года в семье военного врача. Его отец — военврач, полковник медицинской службы, токсиколог, физиотерапевт. Владимир окончил в Нахичевани среднюю школу № 13 (.школа №13 размещалась в здании бывшей Екатерининской женской гимназии Нахичевани) с золотой медалью и поступил на лечебно-профилактический факультет Ростовского государственного медицинского института.

Мой папа, заслуженный врач России, известный в Ростове хирург и краевед, учился в одном классе с Соколовым. Они дружили и вместе занимались музыкой. Оказывается, в молодости оба любили джаз, ходили на концерты в Ростовскую филармонию.

После окончания Великой Отечественной войны детей разных возрастов собирали в один класс. Ведь в годы войны школы нормально не работали. Поэтому и разница в возрасте детей была немаленькая. Мой папа был на несколько лет младше своего одноклассника Соколова. Вот как пишет о семье Соколовых Минас Георгиевич Багдыков в работе «У истоков творческой жизни»: «В нашем Пролетарском районе, бывшем городе Нахичевани, появилась семья, главой которой был военный врач. Высокого роста, красивый, статный, строгого вида мужчина всегда в окружении своей семьи — жены, сына и дочери. Жили они на 21-й линии, № 3, в доме, некогда принадлежавшем красному комиссару С.С. Бугуну. Дом располагался напротив кинотеатра «Спартак» — единственного освещенного места в районе, куда стекалась молодежь и где до окончания последнего сеанса ярко светила лампочка у входа в здание. Вскоре мне пришлось встретиться со старшим по возрасту ребенком этой семьи, сыном примечательного военного, который был учеником той же школы № 13, где учился и я».

Владимир Соколов в школе был круглым отличником. И, как я уже писал, окончил школу № 13 с золотой медалью. Для того времени получить золотую медаль было делом необычным. Тогда золотую медаль давали только по- настоящему талантливым и одаренным ученикам.

После окончания Ростовского государственного медицинского института Владимир Васильевич Соколов в течение нескольких лет работал в системе здравоохранения Ростовской области и в Ростовском экспериментально-клиническом лепрозории Ростовского государственного медицинского института.

В 1960 году Владимир Васильевич успешно защитил кандидатскую диссертацию и был принят на должность старшего лаборанта кафедры нормальной анатомии, затем он стал ассистентом этой же кафедры, потом доцентом. В 1970 году Владимир Васильевич Соколов защитил докторскую диссертацию. В 1972 году стал профессором кафедры нормальной анатомии Ростовского государственного медицинского института. А с 1975 по 2003 годы работал заведующим кафедрой нормальной анатомии. Но и потом, до самой смерти, Владимир Васильевич работал на кафедре в качестве профессора-консультанта.

В 1991 году профессору Соколову было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР», а в 1996 году он был награжден орденом Почета. Владимир Васильевич Соколов являлся почетным членом научных обществ анатомов Болгарии, Украины, Белоруссии и республик Северного Кавказа. В 1997 году Международным биографическим центром (Кембридж, Англия) профессор Соколов был признан «Человеком года»!

При этом надо сказать, что Владимир Васильевич Соколов всегда оставался человеком общительным, любящим музыку, литературу. Он был театралом, посещал премьерные спектакли, выставки известных художников. А еще любил встречаться со своими одноклассниками. Каждый год класс, в котором учились мой отец и Владимир Васильевич Соколов, собирался на встречу в стенах родной школы № 13. Организатором этих встреч был известный ростовский театрал и инженер Павел Павлович Школьников.

Владимир Васильевич Соколов любил вспоминать свою молодость, свои школьные и студенческие годы. Минас Георгиевич Багдыков в работе «У истоков творческой жизни» пишет о том, как в годы учебы в медицинском институте они вместе с будущим профессором Соколовым выступали в студенческом симфоническом оркестре. Минас Георгиевич, в частности, вспоминает: «Частенько нам приходилось встречаться на репетициях симфонического оркестра института, которым руководил отец студента-старшекурсника Кали Шапошникова, известный в то время ведущий дирижер симфонического оркестра Ростовской областной филармонии — Галуст Шапошников. Попасть в этот оркестр был непросто, следовало пройти прослушивание у самого маэстро. В оркестре наряду со студентами играли и преподаватели вуза — ассистенты, доценты, профессора. Так, партию первой скрипки играл аспирант Ю.Н. Бардюшков, на альте – зав. курсом латинского языка Княгинин, на виолончели — доцент-патофизиолог Цинколовский, за роялем — хирург, профессор, заведующий кафедрой факультетской хирургии Борис Зиновьевич Гутников, а затем старшекурсник Борис Утевский. Чуть позже в институте был организован эстрадный оркестр, сначала под руководством Вано Атаманова, а неизменным конферансье был Александр Поляк, впоследствии доктор медицинских наук, профессор, заведующий иммунологической лабораторией ЦНИЛ».

А еще меня тронули воспоминания отца о том, как он почувствовал себя первый раз зрелым и состоявшимся хирургом: «Как-то в нашем доме раздался звонок — это уже известный профессор, заведующий кафедрой нормальной анатомии Владимир Васильевич Соколов пришел лично посоветоваться о состоянии здоровья своего отца, организовать ему консультацию. Не скрою моего смятения, волнения от возложенной ответственности. Решение было найдено совместно с моим учителем, профессором П.М. Шорлуяном. Операция прошла успешно. Как-то в один из погожих дней к дому подъехала «Победа», из которой вышел сам Василий Артемович Соколов с охапкой прекрасных цветов, выращенных им вместе с женой на садовом участке. Его очаровательная улыбка и благодарственные слова, обращенные к моей матушке, смогли убедить меня в том, что я как хирург состоялся».

Для меня отношения моего отца с профессором Соколовым и его одноклассниками — это пример настоящей мужской дружбы. Именно мужской дружбы, потому что после окончания войны, при Сталине, мальчики учились отдельно от девочек. А еще меня всегда очаровывало и восхищало отношение моего отца к медицинскому институту и к кафедре нормальной анатомии. Вот что он пишет в работе «У истоков творческой жизни»: «С кафедры нормальной анатомии начинался путь в медицину двух моих сыновей. Каждый из них понимал, что изучение основ медицины — это свято, и поблажек они иметь не будут, могут только прийти за знаниями, так это и было. Они до сих пор благодарны Владимиру Васильевичу и его славному коллективу за полученные знания и пользуются ими уже многие годы».

Я готов подписаться под каждым словом Минаса Георгиевича и, конечно, тоже хочу сказать слова благодарности своему учителю. Светлая память о Вас, дорогой Владимир Васильевич, будет всегда жить в моем сердце!

Георгий БАГДЫКОВ