Пойдем в цирк

Недавно в домашней библиотеке я нашел книгу ростовского режиссера, журналиста, друга нашей семьи (к сожалению, ныне покойного) Владимира Давыдовича Таршиса, которая называется «Пойдем в цирк?». Эта небольшая книжка была издана в Ростове-на-Дону в 1993 году в издательстве «Приазовский край». Издана была массовым тиражом и предназначалась, прежде всего, для детской аудитории.

Можно смело сказать, что эта книжка о том, как и когда зародилось цирковое искусство. В увлекательных рассказах раскрываются тайны фокусов, дрессировки, клоунады. Среди героев книги — знаменитые династии Дуровых, клоун Карандаш, Юрий Никулин, Олег Попов и многие артисты, придумавшие и сделавшие в цирковом искусстве что-то новое.

Для меня с детства цирк был особым миром, сказочным, удивительным, красивым и неповторимым. Я очень любил клоунов. Особенно, Олега Попова и Юрия Никулина. Мне они казались очень милыми и добрыми.

Олега Попова я считал не просто клоуном, а добрым волшебником. Помню как я, будучи маленьким мальчиком, был со своими родителями на выступлении Олега Попова. Тогда он с большим успехом гастролировал в нашем городе. Для меня это было настоящим чудом.Всё происходящее на сцене мне было неинтересно. Я ждал выступления лишь одного человека – Олега Попова. Когда же он появился на сцене, то у меня от счастья перехватило дыхание. Добрый волшебник был в нескольких метрах от меня. Помню, когда мы с родителями в антракте пошли в буфет, то в фойе цирка неожиданно увидели Олега Попова. Его окружили дети. Тогда не было мобильных телефонов или других гаджетов, которыми можно фотографировать. Или, как сейчас говорят, делать селфи. Дети протягивали Олегу Попову программки, а он на них расписывался. У нас не было программки. И я очень расстроился, так как понял, что не получу автограф любимого клоуна. Неожиданно Олег Попов подошёл ко мне и протянул какой-то маленький светящийся шарик. Буквально тут же он ушёл за кулисы. Вот это было счастье! Дальнейший концерт я помню плохо. Помню лишь, что когда мы ехали обратно домой на машине, по радио звучала песня «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса. А я смотрел на звёздное небо и думал: «Какая же это тёмная ночь? Эта сказочная ночь!». Ведь в эту ночь исполнилось моё желание, и я увидел Олега Попова!

Владимир Давыдович Таршис в первой главе своей книжки «Пойдем в цирк?», которая называется «Тайна программки» пишет: «Откуда взялся цирк? Когда и как он возник? Где его истоки? Кто и зачем его придумал? Почему он интересен тебе и твоим знакомым?».

На все эти вопросы очень увлекательно и доступно отвечает Таршис в книге. А еще в главе «Твои земляки» он пишет о том, как цирковое искусство зародилось в нашем городе, рассказывает об известных ростовских циркачах.

Как мы знаем, цирк в Ростове-на-Дону, как и во многих других городах начинался с передвижных шапито. По данным Википедии, первое стационарное здание цирка— летний цирк борца Буля было построено в конце XIX века на Большой Садовой, возле Покровского базара.

Надо отметить, что еще возле Гайрабетовского театра располагались балаганы под заезжие цирки. В своей «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» В. Сидоров указывает, что среди строителей – учредителей театра помимо Гайрабетова, были также И.И. Грибанов и М.Б. Драшкович. Театр был открыт 23 июня 1863 года. Кстати, инициатором строительства этого театра был легендарный ростовский градоначальник А.М. Байков.

Как пишет В. Сидоров в своей «Энциклопедии…», Гайрабетовский театр красовался на месте нынешней мэрии, но не занимал его полностью, а оставлял еще по линии Большой Садовой немалое пространство для балаганов под заезжие цирки и под армянские лавки.

Напомню, что Карп Макарович Гайрабетов был нахичеванским градоначальником. Период его правления характеризуется крупными мероприятиями по благоустройству города. Но вошел в историю Ростова и Нахичевани Гайрабетов еще и благодаря своему театру. Его так и называли – Гайрабетовский театр. Причем построил он свой театр в Ростове.

Считается, что в городе Ростове купцом Садомцевым был построен первый летний театр. Это был балаган, у которого имелся партер с креслами для публики. Здесь выступали и цирковые артисты.

Известный ростовский краевед Владимир Сидоров пишет: «Театральная история Ростова считает Садомцевский театр первым в городе, но с другой стороны, он именовался официально — еще балаганом, а в этом качестве был вторым. Первый балаган в Ростове находился возле Рождественского собора, в ту пору деревянного. Садомцевский же театр-балаган стоял в черте парка имени Горького, бывшего городского сада. К слову сказать, сад этот, возникший в 181З г., включил в себя и безвозмездно переданный городу сад Садомцева».

(В. Сидоров. Четверть тысячелетия (городские головы, председатели горсовета (горисполкома), мэры)

Небольшая книжка для детей «Пойдем в цирк?» Владимира Таршиса мне показалась очень интересной. Потому как пробуждает интерес у детей не только к цирку, но и к своей истории. Конечно, было бы здорово, если б появилась возможность переиздать ее, красочно оформить, добавить ярких иллюстраций. Для меня же эта книжка еще очень ценна и как память о замечательном человеке, режиссере, журналисте Владимире Давыдовиче Таршисе.

Георгий БАГДЫКОВ