Писательница Шагинян заступалась за Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко (1894−1958) бывал в нашем городе. В 1927 году он даже написал рассказ о Ростове. В этом рассказе есть такие строки: «Кстати, о Ростове. Симпатичный город. Я там был этой осенью. Проездом.Славный, спокойный город. И климат довольно мягкий».

Но, оказывается, Зощенко побывал в Ростове еще и в 1933 году. Об этом сообщалось в газете «Молот» в корреспонденции за подписью некоего А.Л. Этот А.Л., в частности, писал: «Михаил Зощенко принадлежит к разряду тех современных писателей, которых не очень жалуют своим вниманием критики, но которых читают и любят читатели. Кому не известно имя Зощенко? Его рассказы читаются даже теми, кто вообще не следит за современной литературой. В чем причина этого успеха? Конечно, в незаурядном комическом таланте и в простоте, доступности и популярности формы, в которую облекает Зощенко свои рассказы. Он строит свои произведения на самом обыденном, знакомом бытовом материале, умело заостряя его комические стороны».

Далее газета сообщала, что Зощенко − прекрасный чтец своих рассказов и 26 мая 1933 года состоится встреча ростовчан с известным писателем в Клубе росторговли и промышленности.

Читатели действительно Зощенко очень любили. Его рассказы были популярны, книги издавались массовыми тиражами. Но судьба писателя была драматичной. Его не любила власть. А в нашей стране это равносильно приговору. После окончания Великой Отечественной войны на писателя начались гонения. 14 августа 1946 года выходит печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». В этом постановлении редакция журналов подверглась жесточайшей критике «за предоставление литературной трибуны писателю Зощенко». После постановления журнал «Ленинград» был вообще закрыт.

Кстати, в это время жесточайшей критике и гонениям подверглась также Ахматова. Зощенко запретили публиковаться. И чтобы выжить, он стал заниматься переводами.

В Википедии, на других сайтах в Интернете вы можете прочитать текст печально известного постановления Оргбюро ЦК ВКП(б).

«Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей,на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко «Приключения обезьяны» («Звезда», № 5−6 за 1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всего литературного «творчества» Зощенко, была дана настраницах журнала «Большевик». (Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14.08.1946 г. № 274.)

Обвинения, выдвинутые в адрес Зощенко, в том, что он не помогал Родине во время войны, несправедливы. Писатель просился на фронт. Но получил отказ из-за здоровья. С первых дней войны Зощенко служил в противопожарной группе. Целью этой группы была борьба с зажигательными бомбами. Писатель вместе с сыном дежурил на крыше дома во время бомбежки. А еще он писал антифашистские фельетоны. В 1943 году Зощенко стал членом редколлегии журнала «Крокодил».

Михаила Зощенко восстановили в Союзе писателей лишь после смерти Сталина. Но продолжали травить.

В Википедии опубликована также стенограмма одного из заседаний Союза писателей, на котором советское литературное начальство подвергло в очередной раз жесткой критике Зощенко. На все осуждения писатель ответил следующим образом: «Я могу сказать − моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения − ни вашего Друзина, ни вашей брани и криков. Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею».

Надо пояснить читателям, кто такой писатель Друзин. Валерий Павлович Друзин был активным участников травли Зощенко, являлся главным редактором журнала «Звезда». Он был назначен на эту должность послевыхода постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград».

Изучая печальную историю Зощенко, я обнаружил интересный факт. Оказывается, советская писательница Мариэтта Сергеевна Шагинян, которая была родом из Нахичевани-на-Дону, заступалась за Михаила Михайловича. Она считала, что Зощенко необходимо вновь принять в Союз писателей и помочь ему материально.

«Я видела Зощенко каждый год после постановления ЦК, и я должна сказать, что это по-настоящему человек. Он хорошо реагировал на постановление, понял свои ошибки. Он работящий и по-настоящему талантливый советский писатель. И нам стыдно, если мы сейчас не протянем ему руку помощи. Он находится в очень тяжелом моральном и материальном положении. Вопрос о восстановлении Зощенко может быть решен нами единогласно». (Сарнов Б., Чуковская Е. «Случай Зощенко». Повесть в письмах и документах с прологом и эпилогом. 1946−1958. Юность. 1988. № 8.)

Последние годы своей жизни Зощенко провел на даче в Сестрорецке. Пенсию ему назначили незадолго до смерти. Писатель жил бедно. И умер 22 июля 1958 года от острой сердечной недостаточности. Так гласит официальная версия. Зощенко был похоронен на городском кладбище Сестрорецка.

Как я уже писал, Зощенко читатели очень любили.По произведениям писателя было снято несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» (1975).

Книги Зощенко массовыми тиражами вновь стали переиздаваться лишь в годы перестройки. Но это уже другая история…

Георгий БАГДЫКОВ