Первая типография на юге России, или книгоиздание в Нахичевани

Первая типография на юге России была открыта архиепископом Иосифом Аргутинским в армянском монастыре Сурб Хач. Архиепископ Аргутинский был человеком высокообразованным, жил заботами своей паствы и думал о просвещении народа. Вместе с храмом Сурб Хач Аргутинский построил помещение для школы-пансиона и специальное здание для типографии.

Сурб Хач стал центром просвещения, науки и культуры для всех армян России. Как написано в книге «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства» (под редакцией Н.В. Мирзабековой), Иосиф Аргутинский разместил в Сурб Хаче лондонскую типографию. Дело было так. Во второй половине XVIII века в Лондоне некий Григорий Халдарьян (переселенец из Индии) основал типографию. После издания нескольких книг предприимчивый Халдарьян решает переместить свою типографию в Санкт-Петербург. Архиепископ Иосиф Аргутинский решает купить эту типографию для донских армян. Он понимает, что Нахичевань должна стать духовным и культурным центром не только для армян России, но и для армян всего мира. Это было очень важно, ведь Армения страдала под чужеземным игом. Культурная жизнь всего мирового армянства тогда теплилась лишь на острове Святого Лазаря в Венеции. Центром духовного просвещения армян была конгрегация мхитаристов. Это был монашеский орден, основанный Мхитаром Себастаци, деятельность которого была посвящена просвещению армянского народа. Но такое положение вещей не устраивало архиепископа Иосифа Аргутинского. Ведь мхитаристы подчинялись Папе Римскому, а усиления его влияния в России никто не желал. Надо было поддерживать свою национальную Армянскую апостольскую церковь, которая относится к древневосточным православным церквям. А значит, она близка к Русской православной церкви. Поэтому архиепископ Иосиф Аргутинский при поддержке императрицы Екатерины Великой решает создать культурный и духовный центр армян у нас на Дону, в Нахичевани.

Здание для типографии в Сурб Хаче было построено в 1792 году на средства армян, проживающих в городах Индии: Калькутте, Мадрасе, Сурате. В этой типографии печатались книги светского, исторического и духовного содержания. Были изданы уникальные книги средневекового ученого Ованеса Ерзикаци «Повествование о движении небесных тел» XIII века, «Молитвослов» Симеона Ереванци, «Краткий лечебник» Ованеса и Калантаряна Джухасци.

В типографии печатались книги как на армянском, так и на русском языках. Иосиф Аргутинский занимался не только просветительской, но и благотворительной деятельностью. В своей жизни он совершил множество благородных поступков. Так, после взятия А.В. Суворовым Измаила архиепископ Иосиф Аргутинский собрал 30 детей-сирот разных национальностей и направил их в монастырь Сурб Хач для проживания и обучения.

О том, что Сурб Хач был для донских армян культурным и духовным центром, говорит тот факт, что нахичеванцы хоронили здесь самых видных своих представителей.
Возле церкви Сурб Хач похоронены выдающиеся армянские нахичеванские писатели Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян. Были похоронены также такие видные деятели армянской культуры, литературы и науки, как Г. Тигранян (доктор медицинских наук, общественный деятель), А. Аламдарян (настоятель монастыря, педагог, замечательный поэт), К. Срабионян (преподаватель словесности), М. Данягезян (Муше, настоятель монастыря, преподаватель математики, общественный деятель Нахичевани), Н. Нагапетян (известный нахичеванский историк), А. Тер-Никогосян (литератор, преподаватель литературы), О. Егераци (преподаватель истории, общественный деятель), К. Себастаци (преподаватель математики, общественный деятель).

То есть другими словами, монастырь Сурб Хач стал Пантеоном славы для Нахичевани, ибо возле монастыря хоронили лучших представителей донских армян.

В Нахичевани книгоизданию уделяли большое внимание.В начале 1880-х годов издатель О. Тер-Абрамян основал в Ростове типографию, которая печатала книги на армянском и русском языках. В начале двадцатого века в Нахичевани появилась типография С. Авагяна. Почти все местные периодические издания печатались в ней.

Как пишет академик В.Б. Бархударян в монографии «История армянской колонии Новая Нахичевань», в типографиях Нахичевани издавались сочинения М. Налбандяна, Р. Патканяна, других известных писателей и общественных деятелей, художественная литература, школьные учебники.

Надо отметить также, что учебные заведения Нахичевани, духовная семинария, школа Гогояна (Гогоевская женская гимназия), ремесленное училище обладали тоже своими библиотеками. Существовала также библиотека городского клуба.

Еще в первой половине девятнадцатого века церковно-приходские школы имели читальни, а сами церкви – небольшие библиотеки с религиозными сочинениями. Эти библиотеки в дальнейшем расширялись. Так, духовная школа Нахичевани имела в 1879 году довольно богатую библиотеку из произведений на армянском, русском, французском и немецком языках. Интерес к книгам был настолько велик, что издатель О. Абрамян в 1872 году открыл в Нахичевани-на-Дону книжный магазин, где можно было приобрести книги, отпечатанные не только в России, но и в Париже, Венеции, Вене, Иерусалиме.

Как я уже писал, известные учебные заведения, духовная семинария имели свои специализированные библиотеки. Библиотека городского клуба была рассчитана на широкий круг читателей. Она располагала разными изданиями. При этом грамотность населения и любовь к книге были настолько сильны, что появилась потребность иметь свою публичную библиотеку в городе.

В 1886 году создается комиссия по подготовке основания такой библиотеки. На следующий год, как утверждает известный историк В.Б. Бархударян в своей книге «История армянской колонии Новая Нахичевань», эта библиотека была уже создана. А в 1900 году должность заведующего библиотекой занял нахичеванский городской голова А. Хадамов. Публичная библиотека Нахичевани имени А.С. Пушкина обладала богатым литературным фондом, состоявшим из разных по содержанию и характеру книг. В ней насчитывалось около 3400 книг и огромное количество периодических изданий. Помимо художественной литературы, немало книг было по естествознанию, математике, медицине, педагогике, истории, философии, психологии. (В. Б. Бархударян. «История армянской колонии Новая Нахичевань». Ереван. «Айастан» .1996)

Все выше изложенное позволяет утверждать, что в Нахичевани уделяли большое внимание книгоизданию, просвещению, созданию библиотек.

Георгий БАГДЫКОВ