Пасха моего детства

В моей семье всегда особо торжественно отмечали Пасху. Конечно, в советские годы никто из наших родственников старался это не афишировать. Ведь тогда за то, что отмечаешь религиозные праздники, могли выгнать из пионеров или комсомольцев. Мои родители могли также лишиться работы. Ведь папа в те годы был заместителем декана факультета усовершенствования врачей Ростовского медицинского института, доцентом на кафедре хирургии, а затем начмедом медико-санитарной части завода «Ростсельмаш», а мама работала преподавателем в музыкальной школе имени Гнесина, заведовала струнным отделением. И вот такие вроде бы достойные члены советского общества вдруг отмечают Пасху…

Я помню, как у нас в доме готовили куличи и красили яйца. Это был целый ритуал. Бабушка запрещала не то что ходить возле теста, но даже не разрешала громко разговаривать на кухне. Это было Таинство. Бабушка объясняла, что тесто для куличей необходимо готовить с особой верой и любовью в душе. Иначе тесто, как она говорила, «не подойдет» и куличи не получатся.

А как был вкусен праздничный стол! Ему предшествовал поход в церковь. Делалось это тайно. Чтобы не дай Бог там тебя никто не увидел и не узнал. Ведь возле церквей дежурили целые отряды комсомольцев и добровольцев. Они зорко следили за тем, кто посещает храм. Но в этом плане нам повезло. Мы не ходили в центральные храмы, которые особо охранялись. В этот день мы шли на армянское кладбище в Нахичевани. Повод понятен. Хотим посетить могилы родственников. А потом, как бы случайно, кто-то заходил в армянскую церковь, молился и ставил свечи. Свечи покупались и для дома, чтобы зажечь их на праздничном столе. Самое интересное, что все в Нахичевани об этом знали. Многие ходили в армянскую церковь. Но все делали вид, что друг друга не замечают. Потом дома накрывался праздничный стол. Если кто-то из соседей случайно к нам заходил, то бабушка начинала объяснять, что внуки любят сладости и она поэтому напекла им куличей. А яйца покрасила для красоты. Внукам так нравятся крашеные яйца!

Господи, чего только бабушка не придумывала, чтобы никто из соседей или знакомых не догадался, что мы отмечаем Пасху. Слушая рассказы моей бабушки, соседи с пониманием кивали головой и улыбались. Кстати, они с удовольствием кушали куличи, когда бабушка их угощала.

Однажды на Пасху к нам в дом пришел папин товарищ, доктор философских наук, профессор Иван Андреевич Негодаев. Это случилось в тот момент, когда мы только что накрыли праздничный стол. Была немая сцена. Моя бабушка потеряла дар речи. Ведь Иван Андреевич Негодаев был известным партийным идеологом в нашем городе.

− Сусанна Леонтьевна, не волнуйтесь, − обратился он к моей бабушке. – Я очень люблю светлый праздник Пасхи, особенно пасхальные куличи.

Мы сели за праздничный стол, стали кушать, взрослые выпили, расслабились. Вдруг Иван Андреевич произнес:

− А вы знаете, кто был первым коммунистом на Земле? Иисус Христос.

Я обомлел. Как такое может говорить ведущий партийный идеолог Ростова?

После небольшой паузы Иван Андреевич продолжил:

− Я не оговорился. Первым коммунистом на Земле был Иисус Христос. Именно он первым стал защищать всех сирых и убогих, обездоленных и больных. Почитайте Нагорную проповедь Христа. Это ведь кодекс строителя коммунизма.

Я был потрясен услышанным и решил, что Иван Андреевич просто изрядно выпил.Но потом мне папа рассказал, что когда мой дедушка (а я его полный тезка) умер, то Иван Андреевич Негодаев нес гроб с его телом до самого армянского кладбища в Нахичевани, а потом вместе со всеми отпевал в армянской церкви. Конечно, в те годы я не понимал, что происходит. Почему в школе на комсомольских собраниях партработники пропагандируют атеизм, а сами тайно ходят в церковь? А некоторые из них даже знают, что такое Нагорная проповедь Христа.

Недавно я вновь вспомнил об этом случае. В «Вечернем Ростове» опубликовали цитату из интервью лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова. Он повторил слова, которые я услышал в детстве от Ивана Андреевича Негодаева. Зюганов сказал, что Христос был первым коммунистом в новом летосчислении. Он возвысил свой голос за сирых, за убогих, за бедных, за больных, за всех, кому плохо и тяжело. Более того, Зюганов заявил, что если бы Христос сейчас был на Земле, то он непременно был бы в рядах коммунистов и возглавил колонну трудящихся на первомайской демонстрации.

Что мне сказать? Как прокомментировать выступление Зюганова? Думаю, никак. Я просто рад, что дожил до этого момента. Все-таки слова Ивана Андреевича Негодаева оказались пророческими. Лишь бы только церковь не стали превращать в обком партии. Но это уже другая история.

Георгий БАГДЫКОВ